Кассация в административном производстве

Глава 30. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (ст.ст. 30.1 — 30.19)

Глава 30. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях

[1]

См. схему «Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях»

>
Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Глава 36. Производство в суде надзорной инстанции (ст.ст. 332 — 344)

Глава 36. Производство в суде надзорной инстанции

>
Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора
Содержание
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Обжалование по административным делам

Отмена уже состоявшихся по итогам рассмотрения административного дела решений возможна применением процедуры – обжалование по административным делам.

Исполнение решения суда начинается после вступления его в силу. Поскольку административные дела связаны с нарушением прав вследствие осуществления властных полномочий (доказательства такого факта – одно из условий подготовки и подачи административного иска и принятия его судьей к производству), в большинстве случае следует ходатайствовать о немедленном исполнении решения суда. Например, по административным искам об оспаривании действий должностного лица важно признать их незаконными как можно скорее. Поэтому Кодекс административного судопроизводства по некоторым делам установил сокращенный срок для обжалования.

Апелляционное обжалование по административным делам

Решение суда по административному делу вступает в силу спустя 1 месяц (как правило), либо через 15 дней при упрощенном производстве по административному делу. Поэтому апелляционная жалоба подается до истечения указанных сроков с момента получения решения суда в окончательной части (не после оглашения в судебном заседании, а получения в письменной форме). Исключения: административный иск об оспаривании закона региона о роспуске представительного органа, правового акта о самороспуске, правовых актов по вопросу осуществления избирательных прав гражданами РФ, о помещении иностранца в специальное учреждение, госпитализации в психиатрическую больницу и др. (ст. 298 КАС РФ). Если срок апелляционного обжалования истек, вместе с жалобой подается ходатайство о восстановлении срока (или в тексте жалобы высказывается просьба об этом), иначе апелляционная жалоба будет возвращена.

Подавать апелляционную жалобу вправе лица, которые участвовали в деле, и их представители, а также все те, которые хоть в деле и не участвовали, но чьи права затронуты решением суда.

Апелляционная жалоба представляется в письменной форме в суд, который вынес решение по делу в первой инстанции (можно подать и сразу в апелляционную инстанцию, но рассмотрение дела тогда будет длиться дольше). Подсудность определяется достаточно просто: это вышестоящая судебная инстанция. Если административный иск рассматривался районным судом, значит жалоба адресуется суду субъекта РФ. Если судом субъекта РФ, значит в Судебную коллегию по административным делам ВС РФ, а если сразу в ВС РФ – в Апелляционную коллегию ВС РФ.

Апелляционная жалоба, помимо адресата, полного наименования сторон, должна содержать указание на то решение, которое обжалуется, основания его отмены и требование изменить или отменить решение, приложения. Подача апелляционной жалобы влечет незначительные судебные расходы в виде обязательной оплаты госпошлины в размере 150 руб. для граждан и 3000 руб. – для организаций.

Какие аргументы и требования приводить в апелляционной жалобе? Основания отмены решения суда установлены ст. 310 КАС РФ, при подготовке жалобы статью следует изучить и выбрать одно из оснований. Требование в жалобе должно быть сформулировано одним из следующих способов: отменить решение суда, изменить его полностью или в части или принять новое решение, направить на новое рассмотрение.

Апелляционная жалоба в случае принятия ее судом к производству будет рассмотрена по всем правилам судебного разбирательства, с извещением участвующих в деле лиц. Судебное разбирательство будет коллегиальным, ведется оно председательствующим судьей. Новые доказательства принимаются судом только при подтверждении факта объективной невозможности предоставления суду первой инстанции.

Кассационное обжалование по административному делу

Кассационному обжалованию подлежат уже вступившие в законную силу решения суда, прошедшие стадию апелляционного обжалования. Для инициирования указанного процесса в суд кассационной инстанции до истечения 6 месяцев после вступления решения суда первой инстанции в силу направляется кассационная жалоба. При пропуске срока либо в жалобе, либо в отдельном ходатайстве, заявитель должен высказать просьбу восстановить пропущенный по уважительным причинам срок.

Кассационная жалоба может быть подана одной из сторон административного дела, иными лицами (если решение затрагивает и нарушает их права), прокурор (если представитель этого органа участвовал в деле).

Заявитель обращается сразу в суд кассационной инстанции. Так как по правилам подсудности большинство административных дел рассматриваются районными судами, кассационная жалоба обычно подается в президиум суда субъекта РФ. Если в ходе апелляционного обжалования суд оставляет апелляционную жалобу без удовлетворения, но при этом приводит новые мотивы в обоснование обжалуемого решения, а заявитель с ними не согласен – кассационная жалоба подается в Судебную коллегию по административным делам ВС РФ.

Содержание кассационной жалобы идентично апелляционной. Однако при ее подготовке особое внимание следует уделить доказыванию существенного нарушения судами, рассматривавшими административное дело, норм материального или процессуального права. К жалобе в обязательном порядке прилагаются заверенные судом копии судебных актов, принятых по делу (их можно получить в канцелярии суда, который выносил соответствующий акт). Госпошлина рассчитывается аналогично, как при подаче апелляционной жалобы.

По итогам рассмотрения жалобы сначала принимается вопрос – передать ли ее на рассмотрение суда или отказать в такой передаче. Рассматривается жалоба в судебном заседании с извещением лиц, участвующих в деле, коллегиальным составом суда. Решение принимается большинством голосов судей. Результат будет объявлен в день заседания.

Читайте так же:  Куда обратиться с жалобой на жкх

Обжалование в порядке надзора по административному делу

При неудовлетворительном итоге апелляционного и кассационного обжалования судебного решения, заключительным способом отменить ранее вынесенное решение станет пересмотр в порядке надзора.

Надзорная жалоба подается непосредственно в Президиум ВС РФ лицами, участвующими в деле или теми, чьи права нарушены в результате принятия оспариваемого акта суда. Обратиться с жалобой можно в течение 3 месяцев со дня вынесения последнего судебного акта по делу (кассационного определения).

Помимо общих требований к содержанию надзорной жалобы, как наименование суда, сторон, реквизитов всех вынесенных по делу судебных актов, указывается одно из оснований для отмены таких актов (или все сразу). Это – нарушение прав человека и гражданина, которые закреплены Конституцией РФ, международными нормами и договорами, нарушение публичных интересов или прав неопределенного круга лиц, а также нарушение в единообразия толкования и применения правовых норм. Причем в последнем случае необходимо привести примеры конкретных судебных решений и постановлений высших судебных органов. Госпошлина определяется согласно требованиям НК РФ.

По итогам рассмотрения надзорной жалобы суд примет одно из следующих решений:

  • оставить в силу вынесенные по делу судебные акты, а надзорную жалобу без удовлетворения;
  • отменить судебные акты полностью или в части и направить административное дело на новое рассмотрение;
  • отменить и прекратить производство по административному делу;
  • изменить один из судебных актов или несколько;
  • оставить жалобу без рассмотрения по существу.

В дальнейшем изменить решение суда можно будет только в международных инстанциях или обратившись с заявлением о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Других способов обжалования по административным делам нет.

Уточняющие вопросы по теме

Если я не получу решение суда по административному иску в течении 30 дней, то вступит ли оно в законную силу?

Взаимосвязи между получением решения и вступлением его в законную силу нет. Если не будет жалобы на решение по административному делу, то оно вступит в законную силу по истечению срока обжалования.

Апелляция и кассация в административном процессе

Апелляция и кассация в административном процессе

5) должностным лицам органов прокуратуры, если прокурор был лицом, участвующим в деле . Генеральный прокурор РФ и его заместители вправе подать кассационное представление в любой суд кассационной инстанции. Прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) может принести кассационное представление соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда.

В чём разница между кассацией и апелляцией

Момент оглашения решения апелляционного суда будет являться датой вступления его в законную силу, даже если период для пересмотра первичного решения ещё не закончился. С этого момента обжаловать решение можно будет только в виде кассации, получив копию вердикта.

Обжалование по административным делам

Какие аргументы и требования приводить в апелляционной жалобе? Основания отмены решения суда установлены ст. 310 КАС РФ, при подготовке жалобы статью следует изучить и выбрать одно из оснований. Требование в жалобе должно быть сформулировано одним из следующих способов: отменить решение суда, изменить его полностью или в части или принять новое решение, направить на новое рассмотрение.

Подача и рассмотрение кассационной жалобы по административному делу

Суд рассылает копии материалов всем участникам и дает им время на изучение, подготовку возражений. В ходе заседания истец и ответчик имеют право только на одно выступление. Затем арбитры удаляются и принимают решение голосованием. Считается, что чем больше времени уходит на совещание, тем выше шансы кассатора выиграть дело.

Срок и порядок подачи кассационной жалобы по административному делу

Заявление, направленное в кассационный суд, предварительно проходит проверку на правильность составления, соответствие формальным требованиям. Эту процедуру проводит региональный или федеральный судья (необязательно член коллегии) единолично в течение 10 дней. По результатам выносится определение.

Конференция ЮрКлуба

Лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшему, законным представителям физического и юридического лица, защитнику и представителю предоставлено право обжаловать в порядке надзора[SIZE=7] вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении и решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов. Ранее КоАП РФ предусматривалось лишь право прокурора опротестовывать в порядке надзора указанные постановления и решения.

Апелляция и кассация в административном процессе

К кассационной жалобе должен быть приложен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо в кассационной жалобе должно содержаться ходатайство о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины либо об уменьшении ее размера или освобождении от ее уплаты.

Обжалование решений по административным делам

По своему содержанию кассационная жалоба мало чем отличается от апелляционной, в ней также необходимо указать – наименование судебного органа, свои данные и данные других участников дела и все основные сведения по делу, а также требования и доказательства, на которые, впрочем, следует обратить особое внимание, как на существенное нарушение судами норм процессуального и материального права.

Образец кассационной жалобы по административному делу

  • при направлении заявления лицо должно указать в нем причину пропуска и приложить к нему документы, которые подтверждают уважительный характер причины;
  • суд рассматривает его заявление без приглашения заинтересованных лиц;
  • в особых случаях орган правосудия вправе провести заседание при участии заинтересованных лиц;
  • если вместе с заявлением подается жалоба, то суд одновременно рассматривает вопрос и о восстановлении срока и о принятии соответствующей жалобы к рассмотрению;
  • лица, несогласные с вынесенным по данному вопросу решением, вправе обжаловать его частным образом.

Как обжаловать решение мирового судьи по административному делу

Право представления во время административного судопроизводства передается законному представителю, если человек моложе 18 лет или имеет статус недееспособного. Подавать жалобу может один из родителей или опекун человека. Право обжалования есть у представителя организации, которая по закону представляет заинтересованных лиц. Граждане, чьи права не ущемлены принятым актом, не вправе инициировать обжалование. Для подтверждения такого права следует представить доказательства.

Кассационное производство в административном судебном процессе

9) отменить судебные решения судов первой и апелляционной инстанций и принять новое судебное решение (если обстоятельства дела установлены полно и правильно, но суды первой или апелляционной инстанций нарушили нормы материального либо процессуального права, что привело к принятию незаконного решения).

Читайте так же:  Президент переложил ответственность за госвыборы на народ

Сравнительный анализ апелляционного судопроизводства в нормах ГПК РФ и КАС РФ (Шепелин Е

Перечень судов, рассматривающих апелляционные жалобы и представления, предусмотрен в ст. 296 КАС РФ, в соответствии с которой мировые судьи не включены в процесс апелляционного обжалования решений судов первой инстанции в связи с неподсудностью им административных дел. Исходя из положений ст. 320.1 ГПК РФ, в гражданском процессе апелляционные жалобы и представления на решения мировых судей рассматриваются районным судом. Это различие носит скорее не качественный, а количественный характер, отражая количество уровней судебных органов, задействованных в гражданском и административном судопроизводствах.

Обжалование решений по административным делам

Обжаловать в кассационном порядке можно уже вступившие в законную силу судебные решения по административным делам, которые прошли стадию апелляционного обжалования. Кассационная жалоба подается в срок до 6-ти месяцев после вступления в законную силу решения суда первой инстанции. При пропуске срока подачи жалобы, вместе с ней заявитель может ходатайствовать о восстановлении пропущенного по уважительной причине срока.

Производство в суде кассационной инстанции

При подаче кассационной жалобы подлежит уплате госпошлина в размере 50% размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера, т.е. 150 руб. для физических лиц, 3 тыс. руб. для юридических лиц (подп. 9 п. 1 ст. 333.19 НК). В случае, если на одно и то же решение кассационные жалобы поданы несколькими лицами, участвующими в деле (например, стороной и соучастником или стороной и заинтересованным лицом), в соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 333.20 НК при подаче кассационной жалобы лицом, выступающим в процессе на той же стороне, что и лицо, подавшее кассационную жалобу, государственная пошлина не уплачивается. Кассационная жалоба на определение госпошлиной не облагается независимо от того, на какое определение она подается.

Апелляционное обжалование по Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: преимущества новелл

Административный истец мог требовать признать тот или иной НПА недействующим в связи с его несоответствием нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции, рассмотрев данное административное дело, мог прийти ко вполне обоснованному выводу, что отсутствуют основания для отмены оспариваемого акта по данному основанию, и отказать в удовлетворении жалобы, не рассмотрев иные обстоятельства по тем или иным причинам. Административный истец, несогласный с решением суда первой инстанции, убежденный в нарушении требований о соответствии НПА нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, обращается в суд второй инстанции. И вот в данном случае и будет работать положение о выходе за пределы доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления: суд удовлетворит апелляционную жалобу о признании нормативного акта недействующим даже если акт, пусть и соответствует актам с большей юридической силой, но был, например, принят должностным лицом, не имеющих соответствующих полномочий, или была нарушена процедура его принятия.

Глава 35 КАС РФ. ПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ

[ действующая редакция ]

Задайте вопрос юристу:

Кодексы РФ

Популярные материалы

Документы Пленума и Президиума Верховного суда по КАС РФ

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019)

Видео (кликните для воспроизведения).

«О некоторых вопросах, связанных с началом деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции»

«О некоторых вопросах применения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона от 28 ноября 2018 года N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Законы Российской Федерации по КАС РФ

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации»

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации по КАС РФ

«Об утверждении требований к форматам исполнительных документов, вынесенных и (или) направляемых для исполнения в форме электронного документа»

[2]

Кассация в административном процессе

О назначении дела к рассмотрению в судебном заседании выносится определение, которое подписывается всем составом суда. Кассационное рассмотрение дела в судебном заседании. Сроки рассмотрения кассационной жалобы.Кассационная жалоба должна быть рассмотрена на протяжении одного месяца со дня получения судом кассационной инстанции административного дела. Рассмотрение дела в порядке кассационного производства происходит в форме судебного заседания. Получив кассационную жалобу, судья – докладчик проверяет ее на соответствие требованиям закона и на протяжении 5 дней при отсутствии препятствий выносит определение об открытии кассационного производства и одновременно истребует административное дело. После проведения подготовительных действий судья – докладчик сообщает о них коллегии судей, которая выносит определение об окончании подготовки и назначения дела к кассационному рассмотрению.

Глава 35. производство в суде кассационной инстанции

Главная Документы КАС РФ Глава 35. ПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 28.12.2017)

  • Статья 318. Право на обращение в суд кассационной инстанции
  • Статья 319. Порядок подачи кассационных жалобы, представления
  • Статья 320.

Содержание кассационных жалобы, представления

  • Статья 321. Возвращение кассационных жалобы, представления без рассмотрения по существу
  • Статья 322. Сроки рассмотрения кассационных жалобы, представления
  • Статья 323.
  • Рассмотрение кассационных жалобы, представления

  • Статья 324. Отказ в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции
  • Статья 325.
  • Подача и рассмотрение кассационной жалобы по административному делу

    Есть ли кассация в административном процессе

    В нем обязательно должны быть: «Шапка» наименование судебного органа; ФИО автора, адрес для корреспонденции, контактные данные; отношение к процессу (истец, ответчик). Если кассатор не участвовал в деле, он должен объяснить, как спорное решение повлияло на его права и интересы; список лиц, привлеченных к делу, их процессуальное положение. Преамбула краткое описание дела; перечень судов и принятые ими решения.
    Мотивировочная часть нарушения материального или процессуального права, которые были допущены арбитрами нижестоящих инстанций; описание того, как изменилось бы решение после исправления судебных ошибок. Просительная часть Требования кассатора отменить спорный акт или передать дело на повторное рассмотрение. Принять новое решение самостоятельно коллегия 3-й инстанции может, если доказательств достаточно и их не нужно переоценивать.

    Читайте так же:  Детально о сроке исковой давности по трудовым спорам о взыскании заработной платы

    Кассационное производство в административном судебном процессе

    Есть ли кассация в административном процессе Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении, вступившее в законную силу, в порядке статей 30.12 — 30.14 КоАПСодержание надзорной жалобыКак правильно составить надзорную жалобу на постановление по делу об административном правонарушении Федеральным законом от 04.06.2014г. № 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением подведомственности некоторых категорий дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами» внесены изменения в название жалобы: слова «в порядке надзора» исключены и заменены словами «вступивших в законную силу».

    Обжалование по административным делам

    Нижегородского областного суда кассационная жалоба рассматривается в срок, не превышающий одного месяца, если административное дело не было истребовано, и в срок, не превышающий двух месяцев, если административное дело было истребовано, не считая времени со дня истребования административного дела до дня его поступления в суд кассационной инстанции. В период избирательной кампании, кампании референдума до дня голосования кассационная жалоба по делам об оспаривании нормативного правового акта, принятого избирательной комиссией, либо нормативного правового акта по вопросам реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, которые регулируют отношения, связанные с данной избирательной кампанией, кампанией референдума, по делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации рассматриваются в течение пяти дней.

    Обжалование решений по административным делам

    Производство в суде кассационной инстанции

    Определение судьи о передаче кассационных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения судом кассационной инстанции

    • Статья 326. Извещение лиц, участвующих в деле, о рассмотрении дела судом кассационной инстанции
    • Статья 327. Порядок рассмотрения кассационных жалобы, представления с административным делом в судебном заседании суда кассационной инстанции
    • Статья 328.

    Основания для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке

  • Статья 329. Полномочия суда кассационной инстанции
  • Статья 330. Судебный акт суда кассационной инстанции
  • Статья 331.
  • Кассация в административном процессе

    • полностью отменить решения судов нижестоящих инстанций и прекратить производство по делу;
    • оставить в силе по своему усмотрению только один из принятых по делу актов судебного органа.

    Обжалование административного дела в порядке надзора В нескольких статьях гл.КАС РФ предусмотрена возможность подачи жалобы в надзорную инстанцию по административным делам. Это можно сделать в случае, если постановление апелляционного и кассационного судов вас не удовлетворило. Сроки подачи и рассмотрения Жалоба в порядке надзора подается участниками процесса или заинтересованными лицами в Президиум Верховного суда РФ не позднее чем через 3 месяца после вынесения кассационного определения.Содержание такой жалобы ничем не отличается от апелляционной и кассационной.

    Кассация в административном процессе украина

    Апелляционная жалоба в случае принятия ее судом к производству будет рассмотрена по всем правилам судебного разбирательства, с извещением участвующих в деле лиц. Судебное разбирательство будет коллегиальным, ведется оно председательствующим судьей. Новые доказательства принимаются судом только при подтверждении факта объективной невозможности предоставления суду первой инстанции. Кассационное обжалование по административному делу Кассационному обжалованию подлежат уже вступившие в законную силу решения суда, прошедшие стадию апелляционного обжалования. Для инициирования указанного процесса в суд кассационной инстанции до истечения 6 месяцев после вступления решения суда первой инстанции в силу направляется кассационная жалоба. При пропуске срока либо в жалобе, либо в отдельном ходатайстве, заявитель должен высказать просьбу восстановить пропущенный по уважительным причинам срок.

    Особенности кассационного производства в административном судопроизводстве Российской Федерации

    юридические науки

    • Шаповалова Мария Владимировна , бакалавр, студент
    • Российский государственный университет правосудия, Крымский филиал
    • АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО
    • КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО

    Похожие материалы

    Конституцией Российской Федерации закреплено право каждого на судебное обжалование решений, действий или бездействия государственно-властных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц для защиты своих нарушенных, оспариваемых или непризнанных прав. Реализуется такое право в порядке административного судопроизводства и гарантированное возможностью кассационного пересмотра.

    Осуществление судами административного правосудия является эффективным способом разрешения конфликтов в сфере деятельности органов исполнительной власти.

    Кассационное производство в административном судопроизводстве является одним из средств защиты прав и свобод человека, гражданина, юридических лиц. В процессуальном смысле кассация означает пересмотр или отмену высшей судебной инстанцией судебного решения по основаниям нарушения правил судопроизводства или их несоблюдение нижестоящей судебной инстанцией [4].

    Учитывая правовую природу кассации и формально установленные требования в законодательстве, кассационное производство в административном судопроизводстве можно определить как процессуальную гарантию законности решений и постановлений административного суда первой и апелляционной инстанций, вступивших в законную силу, и защиты прав, свобод физических лиц, прав и интересов юридических лиц в публично-правовых отношениях путем осуществления проверки этих актов на предмет правильного применения норм материального и процессуального права.

    В процессе интенсивного развития нормативной базы и правоприменительной практики административного процессуального права в суде кассационной инстанции приобретает значение изучение сущности и особенностей кассационного производства.

    Реализация принципов верховенства права, законности и равенства всех участников административного процесса перед законом и судом являются тождественными их общему пониманию в административном судопроизводстве, тогда как воплощение принципов состязательности сторон, официального выяснения всех обстоятельств дела, гласности и открытости процесса, обязательность судебных решений является частичным и нуждается в совершенствовании [3].

    Существуют следующие задачи кассационного пересмотра в административных делах: 1) обеспечение защиты прав, свобод и интересов лиц от нарушений со стороны государственно-властных органов путем отправления справедливого, своевременного, беспристрастного правосудия; 2) обеспечение правильного и единообразного применения норм материального и процессуального права судами низшего уровня; 3) формирование судебной практики.

    Принципы административного судопроизводства, закрепленные в ст. 6 КАС Российской Федерации, реализуются в суде кассационной инстанции с определенными особенностями [1]. Так, принцип состязательности сторон, гласности и открытости административного процесса соблюдается не в полном объеме во время рассмотрения дела в порядке письменного производства; принцип официального выяснения всех обстоятельств дела — лишь частично ввиду наличия пределов кассационного пересмотра. Предлагается установить дополнительные правовые гарантии реализации принципов административного судопроизводства в кассационном производстве путем внесения следующих изменений: 1) дополнить ст. 292 КАС Российской Федерации седьмой и изложить ее в следующей редакции: «Если административное дело подлежит рассмотрению и разрешению в порядке письменного производства, стороны должны при подаче кассационной жалобы и возражений к ней выразить письменно свои требования и возражения».

    Читайте так же:  Всё о проводках в бухучете в жск как составляется смета, вносится ли оплата по тарифам и какие налог

    Кассационное обжалование является отдельной стадией административного судопроизводства, во время прохождения которой лицами осуществляется право на кассационное обжалование. Субъект такого права последовательно проходит пять этапов его реализации, среди которых: открытие кассационного производства, подготовка к судебному разбирательству, предварительное, затем судебное заседание и, как результат, вынесения решения.

    Объектом кассационного обжалования являются решения и определения суда первой инстанции после их пересмотра в апелляционном порядке, решение суда апелляционной инстанции и его определения, препятствующие дальнейшему производству по делу, за исключением постановлений судов первой и апелляционной инстанций, которые являются окончательными и выполняются незамедлительно; постановления, принятые по результатам разрешения дела в порядке сокращенного производства; постановления, принятые по результатам рассмотрения дел, связанных с избирательным процессом или процессом референдума [2].

    Существует пять последовательных этапов осуществления права на кассационное обжалование: 1) подача кассационной жалобы и открытие кассационного производства; 2) подготовка административного дела к кассационному рассмотрению; 3) предварительное рассмотрение административного дела; 4) рассмотрение дела в судебном заседании судом кассационной инстанции; 5) вынесение судебного решения [2].

    Важной является правильная формулировка требований кассационной жалобы в ее резолютивной части. Если суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении исковых требований истцу, то наиболее правильным в кассационной жалобе является обжалование не только решения апелляционного суда, а рядом с ним — и решение первой инстанции. Приведенное в совокупности свидетельствует о том, что при обращении в суд с кассационной жалобой лицо-жалобщик, прежде всего, оспаривает не дело, а решение судов или суда нижестоящих инстанций.

    Структура кассационного производства состоит из таких элементов: представление уполномоченным субъектом кассационной жалобы и ее принятия судом к рассмотрению; подготовка административного дела к кассационному рассмотрению; рассмотрение дела судом кассационной инстанции; принятие решения судом кассационной инстанции.

    Такой структурный элемент кассационного производства, как представления уполномоченным субъектом кассационной жалобы и ее принятия судом к рассмотрению, характеризуется: особенностью инициирование — обращаться с кассационной жалобой имеют право стороны и другие лица, которым судебными решениями судов предыдущих инстанций были нарушены их права и свободы; установлением ряда требований к представлению уполномоченными субъектами кассационной жалобы, в частности относительно сроков и формальных оснований; особым порядком принятия кассационной жалобы судом кассационной инстанции для открытия производства по делу.

    Судебное разбирательство как структурный элемент кассационного производства необходимо исследовать в трех плоскостях: предварительное рассмотрение, судебное разбирательство и рассмотрение кассационной жалобы в порядке письменного производства. Однако, проблемой этого элемента кассационного производства, в частности, то, что предварительное рассмотрение дела необходимо одновременно применять как к элементу структуры кассационного производства — подготовки дела к судебному разбирательству, поскольку этот элемент является промежуточным в разрезе окончательного решения суда, однако, является его важной составляющей.

    Что касается закрытия производства по делу, то такое процессуальное действие является другой формой окончания рассмотрения дела без вынесения судебного решения, которая имеет иные правовые последствия, нежели те, что влияют из оставления искового заявления без рассмотрения.

    Специфика границ пересмотра кассационной инстанцией дел в порядке административного судопроизводства характеризуется их узкими рамками рассмотрения в рамках предмета искового заявления и кассационной жалобы, невозможностью исследования новых доказательств, их истребования, проверки и сопоставления. Однако, сейчас суд может в определенных случаях выйти за пределы кассационной жалобы, однако не имеет полномочий выходить за пределы исковых требований, является необоснованным с учетом целей административного судопроизводства. На основании этого предлагаем: дополнить ст. 329 КАС Российской Федерации и предусмотреть следующее положение: «Суд кассационной инстанции может выйти за пределы исковых требований, заявленных в суде первой инстанции, в случаях, когда принятие такого решения может нанести ущерб основополагающим правам человека и когда оно может создать препятствия для обеспечения интересов национальной безопасности.

    Список литературы

    1. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации//СЗ РФ. -2015. -№ 10. -Ст. 1391.
    2. Терехова Л. А. Система пересмотра судебных актов в механизме судебной защиты. -М.: Волтерс Клувер, 2007. -С. 132-151, 253-264;
    3. О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. № 2//Российская газета. -2009. -18 февр.
    4. Борисова Е.А. Вопросы обжалования судебных постановлений в российском гражданском процессе//Российская юстиция. 2017. № 8. С. 31 -35.

    Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    Кассация в административном судопроизводстве

    Заявление о восстановлении пропущенного срока подачи кассационных жалобы, представления рассматривается судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 95 КАС РФ. В соответствии со ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный КАС РФ процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных КАС РФ, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска. Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие, если иное не предусмотрено КАС РФ. В заявлении должны быть указаны причины пропуска процессуального срока. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие уважительность этих причин. Заявление рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле.

    Подача и рассмотрение кассационной жалобы по административному делу

    Кодекс административного судопроизводства рф: особенности.

    • Есть ли кассация в административном процессе

    По делу об административном правонарушении Срок подачи кассационных жалобы, представления, пропущенный по уважительной причине лицом, обратившимся с такими жалобой, представлением, в том числе в связи с отсутствием у него сведений об обжалуемом судебном акте, по заявлению указанного лица может быть восстановлен судом кассационной инстанции только в случае, если обстоятельства, послужившие причиной его пропуска, имели место в период не позднее двенадцати месяцев со дня вступления обжалуемого судебного акта в законную силу или если заявление подано лицом, не участвовавшим в деле, о правах и об обязанностях которого суд принял судебный акт, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав, свобод и законных интересов обжалуемым судебным актом.

    Читайте так же:  Если рядом с вами живут пьяницы и дебоширы — как законным путем выселить соседей-алкоголиков

    Глава 35. производство в суде кассационной инстанции

    Основания для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке. Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов. Важно: При рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.

    Статья 320. содержание кассационных жалобы, представления

    Содержание кассационной жалобы. Кассационная жалоба должна содержать: 1) наименование суда, в который они подаются; 2) наименование или фамилию, имя и отчество (при наличии) лица, подающего жалобу, его место нахождения или место жительства и процессуальное положение в административном деле; 3) наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения; 4) указание на суды, рассматривавшие административное дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и сведения о содержании принятых ими решений; 5) указание на судебные акты, которые обжалуются; 6) указание на то, в чем заключаются допущенные судами существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, повлиявшие на исход административного дела, с приведением доводов, свидетельствующих о таких нарушениях; 7) просьбу лица, подающего жалобу.

    Производство в суде кассационной инстанции

    Обжалование по административным делам

    Кассационная жалоба по административному делу – образец Следует указать, какие права или законные интересы нарушены вступившим в законную силу судебными постановлениями и мотивировать, в чем состоит нарушение единства судебной практики с соответствующим обоснованием этого нарушения ссылками на постановления Верховного Суда РФ и решения Конституционного Суда. Целесообразно так структурировать свои доводы в жалобе, чтобы для судьи, который будет рассматривать жалобу, было ясно, что Вы считаете наиболее значимым, а что — менее. Желательно либо в начале жалобы после вводной части, либо в конце жалобы перед просительной частью, привести общий вывод в общих фразах о нарушениях закона со стороны нижестоящих судебных инстанций.
    Для этого потребуется всего лишь один абзац небольшого или среднего размера в несколько строк. Кодекс административного судопроизводства рф: особенности.

    Есть ли кассация в административном процессе

    Апелляционное обжалование по административным делам Решение суда по административному делу вступает в силу спустя 1 месяц (как правило), либо через 15 дней при упрощенном производстве по административному делу. Поэтому апелляционная жалоба подается до истечения указанных сроков с момента получения решения суда в окончательной части (не после оглашения в судебном заседании, а получения в письменной форме). Исключения: административный иск об оспаривании закона региона о роспуске представительного органа, правового акта о самороспуске, правовых актов по вопросу осуществления избирательных прав гражданами РФ, о помещении иностранца в специальное учреждение, госпитализации в психиатрическую больницу и др.

    Обжалование решений по административным делам

    Кроме необходимых данных, вы должны указать одно или несколько нарушений, которые, по вашему мнению, будут основанием для отмены предыдущих решений. Для Верховного суда РФ эти сроки возрастают на 1 месяц. В случае особой сложности дела председатель Верховного суда РФ или его заместитель может продлить эти сроки, но не более чем на 2 месяца. Рассматривается жалоба коллегиально, о чем обязательно извещают всех участвовавших в деле лиц. А это еще плюс три постановления по делу об административном правонарушении (т.е. уже «на руках» их шесть). Не вдаваясь глубоко в подробности дел (этот аспект малоинтересен для дискуссии), речь идет о нарушении требований пожарной безопасности (ч.
    1 ст. 20.4, ч. 3 ст. 20.4, ч. 4 ст. 20.4 КоАП). Нарушения, по сути, ужасающие: не разработана инструкция о действиях персонала по эвакуации; ширина лестничного марша 0,87 м (а это менее 0,9 м) и т.п.

    Кассация в административном судопроизводстве

    Обжалование в порядке надзора по административному делу При неудовлетворительном итоге апелляционного и кассационного обжалования судебного решения, заключительным способом отменить ранее вынесенное решение станет пересмотр в порядке надзора. Надзорная жалоба подается непосредственно в Президиум ВС РФ лицами, участвующими в деле или теми, чьи права нарушены в результате принятия оспариваемого акта суда. Обратиться с жалобой можно в течение 3 месяцев со дня вынесения последнего судебного акта по делу (кассационного определения). Помимо общих требований к содержанию надзорной жалобы, как наименование суда, сторон, реквизитов всех вынесенных по делу судебных актов, указывается одно из оснований для отмены таких актов (или все сразу).

    Кассация в административном процессе

    Кассация в административном процессе украина

    В кассационной жалобе лица, не принимавшего участия в административном деле, должно быть указано, какие права, свободы и законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным актом. 3. Если кассационные жалоба, представление ранее подавались в суд кассационной инстанции, в них должно быть указано на принятое по жалобе, представлению решение. 4. Кассационная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    К кассационной жалобе, поданной представителем, прилагается документ, удостоверяющий полномочия представителя, и иные документы, предусмотренные частью 3 статьи 55 настоящего Кодекса. Кассационное представление должно быть подписано прокурором, указанным в части 6 статьи 318 настоящего Кодекса. 5. К кассационным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных актов, принятых по административному делу.

    Источники


    1. Профессиональная этика и служебный этикет. Учебник; Юнити-Дана, Закон и право — М., 2014. — 560 c.

    2. Косаренко Н. Н. Валютное право. Курс лекций; Wolters Kluwer — Москва, 2010. — 144 c.

    3. Баскакова, М. А. Толковый юридический словарь для бизнесменов / М.А. Баскакова. — М.: Контракт, 2015. — 496 c.
    4. Болдырев, В. А. Конструкция юридического лица несобственника. Опыт цивилистического исследования / В.А. Болдырев. — М.: Статут, 2012. — 368 c.
    Кассация в административном производстве
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here