Правила пользования землями сельхозназначения

Изъятие земельных участков сельхозназначения

Президент России Дмитрий Медведев внес изменения в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения.

А принятый Госдумой новый закон №435-ФЗ от 29.12.2010г. «О внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» установил принудительный порядок изъятия у юридических лиц и граждан земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые не использовались или используются ненадлежащим образом в течение 3-х и более лет.

Срок вступления в действие указанного закона — 1 июля 2011 года.

Согласно закону, земли сельхозназначения могут быть принудительно изъяты только в судебном порядке у тех собственников и арендаторов, которые используют их нерационально.

Изъятию должны подлежать те земельные участки, где выявлено существенное снижение плодородия земель или значительное ухудшение экологической обстановки.

Вместо налогового ужесточения, как меры «наказания» за нерадивое использование земель, как планировалось изначально, законом введена усиленная административная ответственность владельцев таких земель (граждан, должностных лиц, юридических лиц), которые не ведут сельскохозяйственных работ.

Ставка же земельного налога, определённая законом, должна составлять 1,2 % кадастровой стоимости земельного участка.

Новый закон уточняет, что земельные участки могут быть изъяты и в случае, если они не используются в течение 3-х лет для ведения сельхозпроизводства и связанной с этим деятельности. В срок 3 года не включается срок освоения сельхозземель, который не может превышать двух лет, и период стихийных и иных бедствий.

Если рассматриваются участки под строительство, то критический срок повышается до 5 лет.
Положение дел у частных собственников будет контролироваться региональными и муниципальными органами.

Перед изъятием земельного участка собственнику (арендатору) администрацией муниципального образования должно быть предложено проведение конкретных для его случая мероприятий по улучшению ситуации на его земельном объекте. В случае невыполнения предложенных условий в указанные сроки участок будет изыматься.

Изъятые земельные участки могут быть проданы с аукциона на публичных торгах.

Участки могут предоставляться в собственность сельхозорганизации без проведения торгов по цене, не превышающей 15% кадастровой стоимости, или аренду с платой 0,3% кадастровой стоимости.

Новый закон коснулся и невостребованных земельных долей (не выделенных в натуре в счёт долей), предоставив возможность отказа от собственности на такие земельные доли . Упрощена процедура выдела долей.

Новый закон, получивший негласное название «передела земли», по словам Руководителя комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям и одного из активных инициаторов его продвижения Мартина Шаккума, нацелен на изъятие в пользу государства земельной собственности тех граждан, которые скупили десятки и сотни гектаров земли и не используют или используют их не по назначению.

А главной целью нового закона является задача вернуть в Агропромышленный комплекс страны порядка 20 миллионов гектаров земель «под паром»,заставить все пахотные земли работать, поскольку качество неиспользуемых земель ухудшается из-за эрозии.

3 декабря 2015 года в послании Федеральному собранию Президент страны Владимир Путин предложил изымать простаивающие земли сельскохозяйственного назначения у недобросовестных владельцев и продавать их на аукционах:

По мнению экспертов, определённая часть земельных инвесторов потеряет свои земельные наделы. Но уйти от обвинения в неиспользовании земли можно будет и после вступления закона в силу: собственники просто выборочно засеют такие площади, или соберут необходимые лекарственные травы, которые вообще засеиваются раз в 3-5 лет, или перепашут участки, засадят картошкой и заявят, что у них всё развивается, земля «работает».

Если человек проводит сенокос каждый год или просто на этой земле пасёт скот — он обрабатывает землю или нет? Фермер всегда сможет доказать и показать, что «деятельность» ведётся. Он будет вне подозрений.

Немаловажным фактором станет и тот, что 5 лет простоя для земель сельхозназначения — это довольно приличный срок для того, чтобы начало снижаться их качество. Есть так называемая угроза «не возврата», то есть фиксация состояния, когда вернуть этим землям именно сельскохозяйственное назначение станет бешено накладным и экономически невыгодным процессом.

Представляется, что готовится чёткий и ограниченный перечень оснований для изъятия земель сельхозназначения. В противном случае, у должностных лиц появится «соблазн» и возможность для злоупотребления данным правом.

Если в законе не будет прописан исчерпывающий список возможностей использования земли, то он станет основой постановки «под удар» тех земель, которые как раз и используются, с помощью «найденной закорючки», за которую можно зацепиться и отобрать землю.

Можно только надеяться, что новый закон не приведёт всё-таки к крупному земельному переделу, не разрушит агропромышленный комплекс и не нанесёт сокрушительный удар по собственникам земельных участков, которые, возможно, и не в полной мере осваивали свои земельные владения, но налоги государству платили.

Полезная информация

  • С условиями оформления в собственность захваченной земли можно ознакомиться здесь
  • Узнать о новом Классификаторе ВРИ – 2019 можно здесь
  • О возможности строительства жилого дома на фермерской земле читайте здесь.
  • С расчётом налогов на объекты недвижимости по новым правилам 2019 года можно ознакомиться здесь.
  • С особенностями перевода сельхозугодий в иные земли можно ознакомиться здесь.
  • С правилами сноса самостроя по новому закону-2018 можно ознакомиться здесь.
  • Новое в земельном законодательстве — выпуск ФЗ» О ведении гражданами садоводства и огородничества. «. с особенностями которого можно ознакомиться здесь.
  • Проверить состояние вопроса и уточнить статус своей земли можно на публичной кадастровой карте. Как получить необходимые сведения по имеющейся информации — кадастровому номеру или адресу участка, помогут советы, представленные здесь.
  • С порядком изменения территориальной зоны земельного участка позволитознакомиться эта статья.

Правила пользования землями сельхозназначения

Заплатить налоги необходимо до 2 декабря. Если у вас есть вопросы о порядке уплаты или расчете налогов, присылайте их на [email protected] Ответы на самые популярные из них мы опубликуем на портале ГАРАНТ.РУ.

Читайте так же:  Бухгалтерский, налоговый учет и отчетность в тсж

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Имеет ли право орган местного управления продать земельный участок, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения (вид разрешенного использования — сельскохозяйственное производство)? Если участок находится в муниципальной собственности, пустует и не используется, то можно ли этот участок использовать не для сельского хозяйства (например, построить там дом для проживания)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Муниципалитет вправе распоряжаться земельными участками, находящимися муниципальной собственности, в том числе заключать договоры купли-продажи в отношении земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства. Размещение на землях сельскохозяйственного назначения объектов, не связанных с сельскохозяйственным производством, не допускается.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена

Ответ прошел контроль качества

14 февраля 2019 г.

————————————————————————-
*(1) Согласно ч. 1 ст. 34 Закона N 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Что можно строить на землях сельскохозяйственного назначения

Земля сельхозназначения относится к угодьям, которые расположены вне населенных пунктов. Они далеки от территории лесного или водного фонда, не представляют собой промышленной ценности, а также не являются землями запаса и особо охраняемыми территориями. В частности, они подразделяются на категории.

На какие категории делятся земли сельхозназначения?

Категории земель сельскохозяйственного назначения:

  • Земли, распоряжение которыми регулируется Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Строительство архитектурных сооружений на таких участках не предусмотрено. Либо необходимо получить разрешительные документы. Также важно вести строительные работы с соблюдением всех требований к нормам градостроительного законодательства.
  • Земельные участки, на которых разрешено возведение гаражных строений, ведение приусадебного хозяйства. Сюда же относятся участки, занятые под здания и сооружения. Все отношения в данном случае регулируются Земельным и Градостроительным кодексами, а также законом об отдельном целевом использовании, в зависимости от категории использования. Земли относятся к категории участков, на которых можно возвести архитектурные строения.

Далее выясним, какие виды земель сельхозназначения существуют? Что можно на них строить? Какая категория строений допускается при различных целевых применениях сельскохозяйственных площадей?

Какие виды земель сельскохозяйственного назначения существуют?

Благоприятная экологическая обстановка на территориях сельхозугодий манит многих горожан. Желание обладать собственным клочком земли стимулирует покупку такого участка. Основное назначение этих угодий – ведение личного подсобного хозяйства, но, тем не менее, их можно использовать под строительство здания с учетом государственных норм. Эти земли представлены:

  • Пастбищами и сенокосами;
  • Лесополосами и пашнями;
  • Залежами;
  • Плодово-ягодными насаждениями или постройками, необходимыми для ведения сельскохозяйственных работ;
  • Дорогами и прогонами;
  • Защитными сооружениями, используемыми с различной целью.

Данные земли государство предоставляет для ведения учебной, исследовательской, хозяйственной или научной деятельности, направленной на развитие сельского хозяйства. Вся информация о разрешенном использовании регламентирована кадастровым паспортом земельного участка.

Какие типы строений, разрешенных к расположению на сельскохозяйственных территориях имеются?

Если Вы – владелец земельных просторов, но не знаете, что можно построить на этих площадях, то при подготовке необходимого пакета документов для разрешения строительства на земельных участках, вы должны учитывать, что там возможно возведение следующих архитектурных сооружений:

  • Дома для личного пользования и ведение приусадебного хозяйства;
  • Коттеджа;
  • Внутрихозяйственной постройки;
  • Здания, которое будет использоваться для хранения собственного урожая или домашних заготовок. Это может быть погреб или складское помещение с обеспечением температурного режима внутри помещения.
  • Садового или дачного домика. Его ставят на территориях садоводческих земель или дачного назначения.
  • Производства продукции сельскохозяйственной области, в том числе растительного сырья. На этих территориях разрешено возведение: складских помещений, ангаров, а также других построек некапитального строительства, необходимых при осуществлении сельскохозяйственной деятельности.
  • Фермерских хозяйств;
  • Обустройства искусственных водоемов для разведения пресноводных рыб.

Как видим, о строительстве домов, как таковых, речи не идет. Тем не менее, в рамках развития инфраструктуры, допускается возводить дома на землях личного пользования.

Читайте так же:  Как определить мошеннический сайт или нет

Перед началом строительства на землях, имеющих сельскохозяйственное назначение важно оформить земельный участок в собственность, получить разрешение на строительство и составить проект будущего строения. Только после этого можно приступать к самому строительному процессу. По его завершению, постройку нужно будет зарегистрировать. При необходимости возведения капитального сооружения категорию земель переводят в жилой фонд.

Без разрешительных документов можно строить на землях сельхозназначения технические постройки: птичники, навесы, теплицы, сараи.

Категорически запрещено на этих землях ведение коммерческой деятельности.

Фермерское хозяйство, что можно построить на таких угодьях?

Фермерские хозяйства относятся к отдельной категории сельхозугодий. Они могут использоваться для:

  • Разведения диких животных, обеспечивающих удовлетворение охотничьих потребностей;
  • Выращивания агрокультур на землях пахотного или плодородного назначения;
  • Устройства пастбищ для разведения домашнего скота или птиц;
  • Обустройства складских помещений для хранения продукции сельского хозяйства, овощных и фруктовых консерваций;
  • Также допустимо строительство капитального жилого строения, не превышающего 3-х этажей. При регистрации здания, ему присваивается адрес. Можно оформлять регистрацию по месту жительства.
  • Для обеспечения развития инфраструктуры требуются дороги и подъездные пути. Регламентом не определено, какого уровня дороги можно сделать в рамках фермерского хозяйства. Разрешение на обустройство дорог не требуется.

Обычно, для развития фермерского хозяйства выделяют участки площадью от 3 га земли. В качестве доказательств о целевом использовании участка выступает наличие живности на территории фермы: кроликов, кур, домашнего скота и других. Присутствие человека для ухода за ними необходимо ежедневно, что выступает в пользу постройки дома на землях сельхозугодий.

Определенных сроков, обязывающих к ведению фермерского хозяйства нет. Однако, для организации жилых строений, нужно ведение фермерской деятельности. Требований к объему сельскохозяйственных работ нет.

Отсутствие статуса фермера, а также сельскохозяйственной продукции для обеспечения торговой деятельности не является поводом для отчуждения права собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения.

Земельные участки для дачного строительства

Наиболее оптимальным вариантом для строительства жилого дома является приобретение земельного участка в садоводческом или дачном сообществе. Можно ли строить на землях дачного хозяйства капитальные строения? Перед тем как строить на землях сельхозугодий, нужно изучить устав СНТ или ДНТ. В нем имеется информация о расстоянии между соседними строениями.

Регламент законодательства определяет, что возможно возведение дачного домика или строения, не предназначенного для круглогодичного проживания. Но на этой жилой площади нельзя оформить регистрацию. По желанию можно построить капитальный жилой дом, но по документам это будет дачный дом для сезонного проживания.

Также ограничением служит то, что постройки целевого назначения (дом, баня, сарай) должны быть в единственном экземпляре.

Исходя из всего выше перечисленного, остается подвести итог: земли сельхозназначения можно использовать только по прямому назначению, т. е. для ведения разных видов сельского хозяйства. Что можно построить на этой территории? Строения, предназначенные для сезонного пользования, либо технические постройки, необходимые при ведении хозяйственной деятельности. Капитальные сооружения возможны лишь при ведении фермерской деятельности.

Особенности земель населенных пунктов для сельскохозяйственного использования и порядок их включения в границы

Земля – это очень важная часть среды природы, которая окружает человека. На территории нашей страны земли разделены на категории. При этом важным моментом в законодательной базе является целевое использование земель. Конечно, можно перевести землю из одной категории в другую, но нужно точно знать особенности этой процедуры. Так же стоит понимать, к какой категории относится та или иная земля.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-18 . Это быстро и бесплатно !

Группы и классы земель сельхоз назначения очень разнообразны, и сразу стоит сказать, что есть две категории подобных земель, которые существенно отличаются друг от друга:
  1. Земли сельскохозяйственного использования.
  2. Земли сельхоз производства.

Но на основании Земельного Кодекса РФ эти виды относятся к одной категории земель – сельскохозяйственной.

К первой подкатегории могут относиться земли других категорий, например:

  • лесного фонда;
  • промышленности;
  • населенных пунктов.

Документально это подтверждено следующим определением: «Категория земли – населенные пункты, разрешенное использование – для крестьянско-фермерского хозяйства». Подобное разрешенное использование является временным – земля передается юридическим лицам или гражданам для определенных целей, например, организации сельхозпредприятий.

  • административные строения;
  • склады;
  • дороги;
  • разные объекты инфраструктуры.
Видео (кликните для воспроизведения).

В общем, все, что может обеспечить качественный процесс производства сельхоз продукции для населения.

Если опираться на статью 77 Земельного кодекса РФ, то в ней написано, что землями сельскохозяйственного назначения считаются участки, которые находятся за пределами населенного пункта.

Земли этой категории, находящиеся в границах населенных пунктов имеют следующие правовые статусы: «земли для дачного строительства» или «для индивидуальной жилищной застройки», так как эти земли попадают под статьи 35 ч. 10 и 36 ч. 3 ГРК РФ.

На данный момент следующие категории земель можно изменить путем включения участков в границы населенного пункта или присоединив их к дачному некоммерческому партнерству, или садоводческому некоммерческому товариществу, если имеется факт их соприкосновения:

  • сельскохозяйственного производства;
  • КФХ (крестьянское фермерское хозяйство);
  • ЛПХ (личное подсобное хозяйство).

Особенности

Земли населенных пунктов — это территория, которая предназначена для застройки развития и роста сел и городов. Эти территориальные участки состоят из зон:
  1. общественно-деловых;
  2. жилых;
  3. производственных;
  4. рекреационных;
  5. инфраструктурных (транспортных и инженерных);
  6. сельхоз использования и других.
Читайте так же:  Основные лицензионные требования к работе управляющих компаний жкх

Больше нюансов о составе и использовании земель населенных пунктов можно узнать тут.

Все это регламентировано статьей 83 ЗК РФ.

Статья 83 ЗК РФ. Понятие земель населенных пунктов и понятие границ населенных пунктов

  1. Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
  2. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

Более детально правовой режим земель населенных пунктов мы рассматривали в этом материале.

Земельный и Градостроительный кодекс определяют, что в комплекс зон для сельскохозяйственного использования включаются:

  • сенокосы;
  • пашни;
  • участки с многолетними посадками;
  • пастбища;
  • сооружения и здания, используемые для ведения дачного, сельского, ЛПХ, садоводческого хозяйства.

Отличительной особенностью данных участков сельхозназначения является тот факт, что в сельскохозяйственных целях они применяются вплоть до смены типа их использования в соответствии с генеральным проектом населенных пунктов и инструкцией землепользования и застройки, утверждёнными органами местных администраций, исходя из нужд поселения.

Стоит понимать, что местная администрация имеет право (в рамках своей компетенции) распоряжаться и руководить всеми участками земли сельскохозяйственного использования, которые находятся в границах данного поселения. Это же право распространяется на не дифференцированные землевладения.

Для территорий сельхоз назначения, будущих в границах населенных пунктов, свойственен смешанный порядок правового регулирования, таким образом, несмотря на то, что они входят в текстуру земель населенных пунктов, эти участки никак не лишены народнохозяйственного свойства – применения для нужд аграрного хозяйства.

Что позволяется делать?

Какие сельхоздействия разрешены?

Исходя из законов, сельскохозяйственные земли предназначаются для:
  1. ведение личного подсобного хозяйства, для своих нужд;
  2. производство растительного сырья и сельхоз продукции;
  3. организацию фермерского хозяйства;
  4. устройство садоводства;
  5. разведение рыбы в натуральных или искусственных водоемах, которые изолированы от рек.

Исходя из законодательной базы, нет никакой речи о строительстве, каких либо домов и технических сооружений. Но, как известно, ни одно сельское хозяйство не может обойтись без инфраструктуры, поэтому допускается строительство:

  • курятников;
  • коровников;
  • дорог;
  • складов для хранения продукции;
  • гаражей для транспорта.

Но, несмотря на это, стоит отметить, что при соблюдении определенных условий на подобных землях можно построить дом или жилой коттедж.

Допустимо ли строить дома или иные постройки?

На землях сельскохозяйственного назначения можно соорудить следующие постройки:

  1. Дом, который будет предназначен исключительно для личного пользования или ведение приусадебного хозяйства.
  2. Коттедж не выше трех этажей, при условии, что там будет проживать 1 семья.
  3. Хозяйственные постройки, исключительно внутри определенного участка.
  4. Строения, используемые для хранения урожая или заготовок на зиму. Сюда входят складское помещение или погреб в котором будет установлен определенный температурный режим.
  5. Дачный или садовый домик – часто устанавливают на землях дачного назначения.

Но перед тем как начать строительство на землях сельскохозяйственного назначения внутри населенных пунктов следует оформить участок в собственность, и получить специальное разрешение на застройку, правда перед этим придется разработать проект дома. Впоследствии постройку нужно зарегистрировать. Подробнее об особенностях использования земель населенных пунктов для ИЖС, дачного и других видов строительства можно узнать здесь.

Все остальные разрешенные действия

Земельные наделы сельскохозяйственного назначения – это все угодья, которые могут быть переданы как юридическим, так и физическим лицам под следующие цели:
  • разработка, выращивание и обработка продукции сельского хозяйства;
  • создание инфраструктуры для полного цикла производства сельхозпродукции;
  • ведение исследовательской деятельности в научных и учебных целях.

Чем нельзя заниматься?

То есть, если вы построите 3 этажный коттедж и устроите в нем гостиницу, то немалый штраф от Государства будет обеспечен.

Пошаговая инструкция включения в границы НП участков сельскохозяйственного назначения

В соответствии со ст 84 Земельного кодекса РФ установлением либо изменением пределов населенных пунктов считается установление или изменение генерального проекта муниципального округа, городского либо сельского поселения, отражающего пределы населенных пунктов, находящихся в границах данного муниципального образования.

Порядок принятия и подготовки генерального плана поселения определен статьями 24, 25 Градостроительного кодекса РФ. Включение сельскохозяйственных участков в пределы населенных пунктов не лишает собственников их прав на данный земельный участок.

Любое заинтересованное лицо, может подать прошение о включении участка сельхоз назначения в границы населенного пункта, при этом в органы самоуправления отправляется следующий пакет документов:

  1. заявление в произвольной форме о включении земельного участка в границы населенного пункта;
  2. кадастровый план участка, который следует включить в границы населенного пункта;
  3. документы на земельный участок.

Орган самоуправления поселения вместе с владельцем готовит и запрашивает в соответствующих службах:
  • заключение о сельскохозяйственной ценности земельного надела;
  • справку из ветеринарной службы о том, что на этом участке нет санитарно-защитных зон и скотомогильников.

При подготовке включения аграрного участка в пределы населенного пункта следует понимать, что наделы должны применяться в соответствии с целевым назначением и допустимым использованием в соответствии с зонами земель. Границы населенных пунктов обязаны разделять территории населенных мест с землями других категорий.

На основе ст. 24 Градостроительного кодекса РФ расположение земельного надела, выбор типа его разрешенного использования, а также строительство на нем, выполняются в соответствии с условиями утвержденных нормативов градостроительного план-проекта. Органы самоуправления на местах учитывают следующее:

  • примыкание аграрного участка к пределам населенного пункта, в границах доступности к имеющимся объектам ежедневного, периодического и нерегулярного характера;
  • возможность обеспечить переводимый надел технической, автотранспортной, общественной инфраструктурой;
  • отсутствие на присоединяемом участке санитарно-защитной зоны и объектов промышленности, производства и сооружений, в т.ч. скотомогильников;
  • отсутствие зны охраны от объектов, каковые не следует размещать в пределах населенных пунктов;
  • низкая аграрная ценность земельного надела.
Читайте так же:  Узнайте, как оформить перепланировку квартиры через госуслуги быстро и доступно!

Также нужно учитывать, что после перехода участка в состав земель населенных пунктов его кадастровая стоимость может измениться. О том, как проводится кадастровая оценка ЗНП, читайте в нашей статье.

Как видим земли сельхоз назначения внутри земель населенных пунктов можно использовать не только непосредственно для производства сельскохозяйственной продукции, но и для индивидуального строительства, но в определенных условиях.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 938-46-18 (Москва)
Это быстро и бесплатно !

Порядок использования земель сельскохозяйственного назначения

Сегодня в Украине функционирует свыше 45 тыс. фермерских хозяйств. Однако эффективность использования|употребления| ими сельскохозяйственных угодий еще достаточно низкая. Занимая около|возле| 3,6 % этих угодий, они производят 0,8-0,9 % валовой продукции сельского хозяйства. Как показали исследования УААН, такое состояние|стан| можно объяснить тем, что фермерским хозяйствам предоставлены худшие земли. Кроме того, фермеры вынуждены скрывать результаты своего труда в связи с несовершенной налоговой системой.

Размеры земельных участков фермеров увеличились с 22,6 га в 1995 г. до 26 гектаров в 1996 г. за счет дополнительно выделяемых участков из земель запаса и аренды земли.

В институте аграрной экономики разработана методика и определены оптимальные размеры фермерских хозяйств разных производственных направлений специализации. Они находятся в пределах 300-400 гектаров. Достичь таких размеров можно на основе кооперации и аренды земли, земельных долей (паев), что предусмотрено Законом Украины «О сельскохозяйственной кооперации», Земельным кодексом и Указом Президента Украины «Об аренде земли». Эти расчеты дают возможность сделать такие прогнозы, что за счет аренды фермерские хозяйства могут увеличить удельный вес землепользования с 2,6 до 10 %.

Наибольшим был, есть и останется общественный сектор производства|. В его пользовании|использовании| находится|перебывает| 87,4% сельскохозяйственных| угодий. Следовательно|итак|, от результатов реформирования хозяйств этого сектора преимущественно зависит успех развития сельскохозяйственн­ого| производства в Украине.

Порядок использования земель сельскохозяйственного назначения связан со словом «режим», что (франц|. regime| — управление) означает|означает| совокупность| правил, мероприятий, норм, для достижения любой|какой-нибудь| цели. Под правовым режимом понимают установленные законодательством порядок использования|употребления| объекта, допустимые пределы|граница| и способы распоряжения им. Правовой режим обеспечивается соответствующими мерами влияния| (поощрения|ободрения| и ответственности) со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.

Анализ действующего земельного законодательства дает возможность прийти к выводу, что правовой режим земель сельскохозяйственного назначения распространяется|ширит| на земли этой ка­тегории| и определяется совокупностью правил их использования|употребления|, включен­ия| в|до| гражданский оборот, охраной|охранению|, учетом, мониторингом, установленными действующим законодательством.

Непосредственным объектом правового режима является конкретный |земельный участок, независимо от его площади, который|какая| предоставлен и используется по целевому назначению.

Правовой режим разных|различных| участков земель сельскохозяйственного назначения неоднородный. Такая неоднородность предопределена: вида­ми| земель сельскохозяйственного назначения, их экономическими|экономичными| и экологическими|экологичными| свойствами; юридическим статусом субъектов, которые|какие| используют эти земли; другими объективными обстоятельствами. Поэто­му обычно различают общий, особый и специальный пра­вовые| режимыземель сельскохозяйственного назначения.

Объектом общего правового режима является вся площадь земель, пригодных для потребностей сельского хозяйства. Основное целевое назначение этих земель – быть средством производства продуктов питания и кормов для животных, а также сырья для промышленности. Для строительства промышленных предприятий, объектов жилищно-коммунального хозяйства, железнодорожных и автомобильных путей, линий электропередач и связи, магистральных трубопроводов, а также для других потребностей не связанных с ведением сельскохозяйственного производства, согласно ст. 23 ЗК, предоставляются преимущественно несельскохозяйственные угодья или сельскохозяйственные угодья худшего качества.

Особый правовой режим устанавливается законодательством для сельскохозяйственных угодий с кадастровой стоимостью выше средне районного уровня. К таким сельскохозяйственным угодьям относится пашня, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища (ст. 22 ЗК). Правовой режим этих земель заключается в приоритетном использовании их для сельскохозяйственных целей.

Специальный правовой режим устанавливается для особо ценных сельскохозяйственных угодий. К таким землям, в соответствии со ст. 150 ЗК, принадлежат земли опытных полей научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, земли природно-заповедного фонда, земли историко-культурного назначения и др. Изъятие (выкуп) особо ценных земель для несельскохозяйственных потребностей допускается только в исключительных случаях, а именно: для строительства объектов общегосударственного значения, дорог, линий электропередач и связи, трубопроводов, осушительных и оросительных каналов, геодезических пунктов, жилья, объектов социально-культурного назначения, нефтяных и газовых скважин и производственных сооружений, связанных с их эксплуатацией. Причем такое изъятие (выкуп) осуществляется по постановлению Кабинета Министров Украины или по решению соответствующего местного совета, которые, в свою очередь, должны предварительно согласовать его с Верховной Радой Украины.

Все земли, пригодные|годные| для сельскохозяйственного производства, имеют приоритетный режим использования|употребления|. Это значит|означает|, что:

[2]

— во-первых, они предоставляются, в первую очередь, для сельскохозяйственного использования (ст. 23 ЗК). Определение земель, пригодных для потребностей сельского хозяйства, осуществляется на основании данных государственного земельного кадастра;

— во-вторых, земельным законодательством установлены определенные ограничения на заключение договоров на земельные участки, предназначенными для сельскохозяйственных целей. Требования заключаются, прежде всего, в установлении земельным законодательством перечня видов земель сельскохозяйственного назначения, полностью изъятых из гражданского обращения, то есть тех, которые не могут быть объектами права частной собственности. К ним принадлежат, в частности, техногенно-загрязненные земли сельскохозяйственного назначения, на которых не обеспечивается получение продукции, отвечающей установленным требованиям (нормам, правилам, нормативам), а также деградированные и малопроизводительные земли, которые изымаются из гражданского оборота (ст. ст. 170, 172 ЗК). Кроме того, относительно земель, которые находятся в частной собственности, земельное законодательство может устанавливать особые правила осуществления соглашений;

Читайте так же:  Как узнать, платит ли работодатель налоги за работника

— в-третьих, хозяйственное использование земель сельскохозяйственного назначения должно не только не ухудшать состояние земель в результате производственной деятельности, но и должно способствовать возобновлению и улучшению плодородия почв, их полезных свойств. В этой связи владельцы земельных участков и землепользователи должны выполнять меры по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтоплений, заболачивания, вторичного засорения, высушивания, уплотнения, загрязнения отходами производства, химическими и радиоактивными веществами и от других неблагоприятных природных и техногенных процессов. Они обязаны также осуществлять рекультивацию земель, принимать меры по повышению их плодородия и улучшению других полезных свойств земли. Все организации, которые осуществляют деятельность, связанную с нарушением поверхностного слоя почв, должны осуществлять снятие, складирование, сохранение поверхностного слоя почвы и нанесение его на участок, с которого он был снят, или на другой земельный участок для повышения его производительности и других свойств;

— в-четвертых, при изъятии (выкупе) земель сельскохозяйственного назначения для потребностей, не связанных с сельскохозяйственным производством, при временном использовании сельскохозяйственных угодий для других целей, при ограничении использования или ухудшении качества сельскохозяйственных угодий и т.д. владельцам земли и землепользователям возмещаются убытки и потери сельскохозяйственного производства.

Земли сельскохозяйственного назначения предоставляются как гражданам, так и юридическим лицам. Граждане получают их для удовлетворения| своих личных потребностей в производстве продуктов питания|, для отдыха, досуга, удовлетворения других социальных, куль­турных|, оздоровительных потребностей (для ведения личного крестьянского|селянского| хозяйства, садоводства, огородничества|огородничества|, сенокошения и выпаса скота, осуществления товарного сельскохозяйственного производства|). Чтобы достичь указанных целей, граждане могут объединять­ся| в садоводческие|садовода| или огороднические некоммерческие объединения, которые|какие| могут создаваться в форме общества|товарищества|, потребительского кооператива.

Общий круг|окружность| прав и обязанностей|долга| субъектов сельскохозяйственного землепользования| определён ст.ст. 90, 91, 95, 96 Земельного кодекса Украины, к которым|какие| |до|относятся:

— право самостоятельно хозяйствовать|хозяйствовать| на земле (п. «б»| ч. 1 ст. 90 и п. «а»| ч. 1 ст. 95 ЗК);

— ч. 1 ст. 90 ЗК предусмотрено право заключать договор залога с кредитным учреждением;

— право собственности на посевы и насаждения|насадку| сельскохозяйственных| и других культур, на выработанную продукцию (п. «в»| ч. 1 ст. 90 и п. «б»| ч. 1 ст. 95 ЗК);

— пункт «д»| ч. 1 ст. 90 и п. «г»| ч. 1 ЗК предусматривает право
строить| жилые дома, производственные и другие здания и сооружения.

— право использовать в установленном порядке для собственных потребностей имеющиеся на земельном участке в общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные насаждения|насадка|, водные объекты, а также другие полезные свойства земли (п. «г»| ч. 1 ст. 90 и п. «в»| ч. 1 ст. 95 ЗК);

— пунктом «г»| ч. 1 ст. 90 и п. «г»| ч. 1 ст. 95 ЗК установлено право на возмещение убытков в случаях, предусмотренных за­коном|.

Объем прав землепользователей зависит также от условий предоставления| земельного участка. Ряд прав землепользователей, в частности арендодателя и арендатора, предусмотрен специальным Законом «Об аренде земли» (ст.ст. 24, 25). Так, ч. 1 ст. 24 Закона арендодателю предоставляются следующие права: требовать от арендатора использования|употребления| земельного участка по целевому назначению согласно договора аренды, соблюдения экологической|экологичной| безопасности землепользования и сохранности|сохранности| плодородия почв|грунта|, соблюдения государственных стан­дартов|, норм и правил, в том числе местных правил застройки населенных|обитаемых| пунктов; соблюдение режима водоохранных зон, прибрежних| защитных полос, зон особого режима использования|употребления| земель и территорий, которые|какие| особо|в особенности| охраняются, своевременного внесения арендной платы.

Общий круг|окружность| обязанностей|долга| субъектов сельскохозяйственного землепользования|определен ст. ст. 91, 96 ЗК.

К|до| ним, в частности, принадлежат такие обязанности|долг|:

— обеспечивать использование|употребление| земли по целевому назначению;

— придерживаться требований|востребования| законодательства об охране|охранении| окружающей природной среды;

— своевременно платить|выплачивать| земельный налог или арендную плату;

— не нарушать|возбуждать| права владельцев|собственника| смежных земельных участков и землепользователей;

— повышать плодородие почв|грунта| и сохранять другие полезные свойства земли;

— своевременно предоставлять соответствующим органам исполнительной власти и органам местного самоуправления данные о состоянии|стане| и использовании|употребления| земель и других природных ресурсов в порядке, установленном законом;

— придерживаться правил добрососедства и ограничений, связанных|повязал| с установлением земельных сервитутов|серветута| и охранных|охранных| зон;

— беречь| геодезические знаки, противоэрозийные сооружения, сети оросительных| и осушительных систем.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9890 —

| 7438 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Видео (кликните для воспроизведения).

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники


  1. Пивовар, А.Г. Большой англо-русский юридический словарь: моногр. / А.Г. Пивовар. — М.: Экзамен, 2016. — 864 c.

  2. Зайцева, Т. И. Нотариальная практика. Ответы на вопросы. Выпуск 3 / Т.И. Зайцева, И.Г. Медведев. — М.: Инфотропик Медиа, 2016. — 400 c.

  3. Мархгейм, М. В. Правоведение / М.В. Мархгейм, М.Б. Смоленский, Е.Е. Тонков. — М.: Феникс, 2009. — 416 c.
Правила пользования землями сельхозназначения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here