Реестр жалоб в фас по 44 и 223-фз

Обзор правоприменительной практики в сфере действия закона №223-ФЗ. Процедура обжалования действий (бездействий) Заказчиков при закупке товаров, работ, услуг по 223-ФЗ.

В целях создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Федерального закона N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закона о закупках) , в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, а также, наряду с изложенным, в целях развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, Законом о закупках закреплены основные принципы и положения закупки товаров, работ, услуг.

При этом Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки. Порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами.

Таким образом, заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

В соответствии со ст. 6 Закона о закупках контроль за соблюдением требований названного Закона ведется в порядке, установленном законодательством РФ. Антимонопольным органом осуществляется контроль за соблюдением требований Закона о закупках в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).

В соответствии с ч.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы, в том числе, на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Согласно ч. 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены.

Таким образом, статья 18.1 Закона о защите конкуренции регламентирует лишь порядок действий антимонопольного органа (процедуру) при рассмотрении жалоб участников закупок, осуществляемых в соответствии с Законом N 223-ФЗ, но не определяет основания компетенции (полномочия) антимонопольного органа.

Эти основания установлены в части 10 статьи 3 Закона о закупках, согласно которой антимонопольные органы рассматривают жалобы участников закупки на действия (бездействие) заказчика в случаях:

1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с Законом N 223-ФЗ размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе);

4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Закон о закупках в части 10 статьи 3 устанавливает исчерпывающий перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер, и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействий) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения ст. 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

Следовательно, правовое значение имеет как установленный порядок обжалования, так и исчерпывающий перечень случаев нарушений процедуры закупки, предусматривающий право участника закупки на обжалование в административном порядке.

Данная позиция неоднократно высказывалась Верховным Судом Российской Федерации (см. определения ВС РФ от 11.04.2017 N 304-КГ16-17592, от 27.06.2017 № 141-ПЭК17 по делу А27-24989/2015).

В определении от 02.10.2017 N 309-КГ17-7502 по упомянутому делу Верховный Суд Российской Федерации указал следующее:

Статья 18.1 Закона о защите конкуренции регламентирует лишь порядок действий антимонопольного органа (процедуру) при рассмотрении жалоб участников закупок, осуществляемых в соответствии с Законом N 223-ФЗ, но не определяет основания компетенции (полномочия) антимонопольного органа.

Эти основания установлены в части 10 статьи 3 Закона о закупках, согласно которой антимонопольные органы рассматривают жалобы участников закупки на действия (бездействие) заказчика в ограниченных случаях. Перечисленные в данной норме основания обжалования действий заказчика в административном порядке соотносятся с принципом прозрачности информации о закупках. Иные же действия заказчиков подлежат обжалованию в судебном порядке, о чем указано в части 9 статьи 3 Закона о закупках.

Жалобы по иным основаниям при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации могут быть рассмотрены в порядке и сроки, установленные Главой 9 Закона о защите конкуренции.

При этом право участника закупки обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг предусмотрено в пункте 9 статьи 3 Закона о закупках и не ограничено какими-либо условиями, как это определено при обращении с жалобой в антимонопольный орган.

Кроме того, частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции определен круг заявителей, которые вправе подать жалобы на действия субъектов, указанных в ч. 1 данной статьи .

Читайте так же:  Государственные льготы и субсидии малоимущим семьям

При обжаловании процедуры торгов и порядка заключения договоров к таким лицам относятся лица, которые подали заявки на участие в торгах. При этом жалоба может быть подана также и иными заинтересованными лицами в случае, если обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, и такие нарушения могут ущемлять или нарушают права и законные интересы заявителя, в частности препятствуют подаче им заявки на участие в торгах.

В случае если жалоба подана лицом, которое не подавало заявку на участие в торгах, и в такой жалобе нет ссылки на нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов или порядка подачи заявок на участие в торгах, антимонопольный орган должен рассмотреть такую жалобу в соответствии с Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства РФ, утвержденным Приказом ФАС России от 25 мая 2012 г. N 339.

Представляется, что такой подход будет отвечать целям защиты прав и законных интересов лиц, которые не смогли принять участие в торгах в результате создания заказчиком или иным субъектом ограничений доступа к участию в таких торгах, созданию дискриминационных условий и иных нарушений антимонопольных требований к торгам.

Вместе с тем в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, такая жалоба рассмотрению не подлежит. ( см. Определение ВС РФ от 25 мая 2016 г. N 305-КГ16-4698 по делу N А40-167283/2014).

Справочно: В 2017 годудо настоящего времени в Тюменское УФАС России поступило в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции — 260 жалоб на действия Заказчиков при проведении торгов (в 2016 году – 291), из которых принято к рассмотрению в первом полугодии 95, во втором полугодии 16.

Жалобы в ФАС по 223-ФЗ: что нового

    On 31.01.2018 0 Комментарии 223-ФЗ, 44-ФЗ, ЕИС, Статьи, ФАС, ЭТП

С начала 2018 года вступили в силу положения закона 223-ФЗ, которые меняют подход к обжалованию нарушений в ФАС. Изменения коснулись и оснований, и субъектного состава лиц, которые могут обратиться в антимонопольные органы, и порядка обжалования.

На что можно жаловаться

Процедура обжалования закупок по 223-ФЗ давно требовала внесения коррективов. Ее порядок регулируется статьей 18.1 закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ, однако основания для подачи жалоб в этой норме отсутствуют. Они содержатся в статье 3 закона 223-ФЗ, но их перечень был ограничен.

Ранее складывалась такая практика:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

  • поставщик подавал жалобу по 223-ФЗ в ФАС;
  • антимонопольный орган ее рассматривал и выносил предписание;
  • заказчик обращался в суд;
  • суд, как правило, поддерживал сторону заказчика.

При этом судьи указывали на то, что в соответствии с законом 223-ФЗ ФАС не имела оснований для рассмотрения жалобы.

Поправки внесли изменения в перечень оснований для подачи жалоб. Теперь в ФАС можно жаловаться, если:

  1. Заказчик осуществляет закупку с нарушением норм закона 223-ФЗ либо собственного Положения о закупке.
  2. Заказчик не разместил в ЕИС информацию, которая должна быть размещена. Это может быть отсутствие в системе Положения о закупке, документации конкретной процедуры, например, проекта контракта, и так далее.
  3. К участнику предъявляются требования, которые не содержатся в закупочной документации.
  4. Заказчик осуществляет закупку при отсутствии в ЕИС Положения о закупке и при этом не применяет нормы закона 44-ФЗ.

Примечание. Закон 223-ФЗ обязывает заказчиков размещать свои Положения в ЕИС. При проведении процедур в отсутствии этого документа на заказчиков накладывается обязанность применять положения закона 44-ФЗ. Аналогичная мера действует и в том случае, если заказчик не выполнил норму по закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Это закрытый перечень оснований для обращения с жалобой в ФАС.

Итак, прежний перечень оснований немного расширен. Но это небольшое на первый взгляд изменение дает возможность обращаться в ФАС по любым нарушениям заказчиками норм закона 223-ФЗ либо собственного Положения о закупке. Указанная норма предполагает весьма широкую трактовку, что дает участникам разнообразные основания для жалоб.

Кто может подавать жалобы

Часть 10 статьи 3 закона 223-ФЗ гласит, что любое лицо, которое посчитает свои права и законные интересы нарушенными действиями или бездействием заказчика, комиссии по закупкам или ЭТП, может на них пожаловаться. Однако в следующей части этой же статьи сделана оговорка: после того, как этап приема заявок завершен, жаловаться могут только участники, подавшие заявки.

Таким образом, если жалоба касается закупочной документации или процесса подачи заявок, то обратиться в ФАС может любое лицо. Если же нарушения относятся к оценке заявок и дальнейшим этапам закупки, то право подать жалобу есть лишь у участников конкретной закупочной процедуры.

В этой норме закона нашла отражение сложившаяся практика. Ведь и до вступления в силу рассматриваемых поправок ситуация была похожей. Если в ФАС принимала жалобы от лиц, которые не подали заявку (имеются в виду жалобы на последующие этапы процедуры), то ее решения зачастую обжаловались в судебном порядке. Теперь же в законе четко прописано, что не участвующие в закупке лица не вправе жаловаться после окончания приема заявок.

Еще одно новшество в части субъектов, которые могут жаловаться в ФАС — таким правом наделили Акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (Корпорация МСП). Напомним, что она осуществляет мониторинг и оценку соответствия закупок определенных заказчиков у субъектов малого бизнеса.

Чтобы корпорация имела право подать жалобу в ФАС, нарушение должно быть допущено:
  • заказчиком, чьи действия относятся к сфере контроля Корпорации МСП;
  • в отношении субъекта малого или среднего бизнеса.

[3]

Аналогичные полномочия имеют и региональные органы исполнительной власти (в отношении заказчиков, за которыми они осуществляют контроль).

Изменения в порядке обжалования

Порядок и процедура рассмотрения жалоб антимонопольными органами регулируется законом № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Таким образом, для обжалования действий заказчика (комиссии) или ЭТП должна обеспечиваться такая связка:

  • жалоба подается по основаниям, предусмотренным законом 223-ФЗ, теми субъектами, кто этим же законом наделен таким правом;
  • ее рассмотрение производится ФАС в соответствии с процедурой, которая регулируется статьей 18.1 закона № 135-ФЗ.

Изменение в части самой процедуры заключается в том, что теперь ФАС при рассмотрении жалоб по 223-ФЗ не может выходить за ее рамки.

Пояснение. Раньше жалоба становилась поводом для проведения ФАС внеплановой проверки. В ее ходе антимонопольный орган проверял и наличие других нарушений, допущенных заказчиком в этой процедуре.

Например, участник пожаловался на положение технической документации. При этом ФАС проверяла и то, присутствует ли закупка в плановых документах, правильно ли был определен тип процедуры и так далее. Если находились нарушения, то проверяющие выносили по ним предписания.

Теперь в статье 3 закона появилась часть 13, которая исключает подобные действия антимонопольной службы. В ней прямо указано, что рассмотрение жалобы должно ограничиваться доводами, которые в ней содержатся. Значит, даже если при рассмотрении жалобы ФАС случайно выявит нарушения, которые в ней не указаны, предписания по ним не будет.

Читайте так же:  Как зарегистрировать счетчики на воду

Реестр жалоб в ФАС по 44 ФЗ

Реестр жалоб ФАС

Законом о контрактной системе предусмотрена обязанность контрольного органа в сфере закупок (ФАС России и ее территориальные органы) вести реестр. Он представляет собой совокупность реестровых записей о поступивших в антимонопольный орган так называемых рекламациях различного рода (к примеру, на действия заказчика или на положения конкурсной документации). Вы также можете прочитать наши статьи о том, как составить такое обращении, и как его подать в ФАС.

Реестр жалоб ФАС России по 44 ФЗ ведется на официальном сайте ЕИС. Региональные представительства ФАС России (официальный сайт), включая Управление ФАС Москвы (официальный сайт), реестр жалоб не содержат. Для его просмотра необходимо зайти на сайт ЕИС, на боковой панели перейти в раздел «Мониторинг…», далее «Реестр жалоб…», «Жалобы».

Порядок опубликования указанной информации в реестре утвержден Постановлением Правительства РФ от 27.10.2015 № 1148. Информация, которая содержится в своде, общедоступна для ознакомления бесплатно.

В 2016 году по данным Единой информационной системы в сфере закупок поступило всего 73 816 жалоб, из них было рассмотрено 77,87%, остальной процент — возращенные, а также отозванные рекламации. За период с 01.01.2017 по 13.06.2017 согласно статистике по всей стране подано 32 346 претензий. Из данного числа процент рассмотренных возражений составляет 71,45, отозванных – 7,01, возвращенных – 11,06, остальные 10,48% — находятся на этапе рассмотрения.

Правила ведения

В соответствии со ст. 105 ФЗ № 44 информация об обращении, а также принятых по ним решениях и выданных предписаниях размещаются в ЕИС. Информация о новом возражении публикуется в течение двух рабочих дней с даты его поступления. Публикует сведения должностное лицо контрольного органа, у которого есть полномочиями на размещение подобного рода сведений и цифровая подпись. В случае, если ФАС перенаправляет прерензию другому органу исполнительной власти, то информация об этом публикуются в течение одного рабочего дня.

В целом, ведение подобного перечня позволяет проанализировать жалобы, поданные другими участниками госзакупок, а также принятые по результатам их рассмотрения решения, определить направление практики антимонопольного ведомства по тому или иному вопросу, и не только. Ввиду того, что в реестровую запись включается также информация о судебных актах, принятых по причине обжалования решений контрольного органа, то существует возможность анализа судебной практики по интересующему вопросу.

Какие сведения содержатся в реестре

Итак, рассмотрим, какие же сведения обязательны к включению в указанный перечень:

  • уникальный номер реестровой записи;
  • наименование контрольного органа;
  • содержание поступившего обращения (его текст);
  • дата поступления;
  • кто подал возражения;
  • информация о заказчике (заказчиках), его наименование;
  • данные о закупке (номер извещения, идентификационный код);
  • в случае принятия обращения — данные об уведомлении, а также место и время рассмотрения комиссией контрольного органа;
  • в случае отзыва обращения — данные об отзыве;
  • информация о возврате обращения с обязательным указанием оснований;
  • сведения об уведомлении лица о передаче обращения по принадлежности;
  • данные о результатах рассмотрения возражения (размещается и текст самого решения, и предписания, если оно было выдано);
  • данные о судебном акте, принятом по причине обжалования решения антимонопольного ведомства.

Письмо ФАС от 23.01.2019 № ИА/4073/19 «По вопросам о сроках рассмотрения жалоб в рамках закона № 223-ФЗ»

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Согласно части 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы.

Обращаем Ваше внимание, что в случае переадресации жалобы по подведомственности для рассмотрения по существу в центральный аппарат ФАС России или соответствующий территориальный орган ФАС России, сроки, установленные частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, исчисляются с момента поступления жалобы в центральный аппарат ФАС России или территориальный орган ФАС России, осуществляющий переадресацию жалобы.

Частями 10, 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что в течение трех рабочих дней антимонопольным органом должно быть принято решение о возвращении жалобы заявителю, либо о назначении жалобы к рассмотрению.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, учитывая пресекательный срок рассмотрения жалоб, установленный статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, срок переадресации жалоб в центральный аппарат ФАС России или территориальный орган ФАС России должен составлять не более трех рабочих дней.

Учитывая изложенное, территориальным органам ФАС России при рассмотрении жалоб на действия субъектов контроля, осуществляющих закупочную деятельность в рамках Закона о закупках, а также при переадресации таких жалоб по подведомственности в антимонопольные органы, необходимо руководствоваться сроками, указанными в настоящем письме.

Реестр жалоб в фас

Жалоба в ФАС

  1. Определенные неправомерные действия конкурентов, которые ограничивают Ваши права;
  2. Неправомерные действия Заказчика, несоответствующие действующему законодательству в сфере размещения государственного и коммерческого заказа.(отклонение заявки на тендер, уклонение от подписания госконтракта, несоответствие аукционной документации требований 44 ФЗ и 223 ФЗ и т.д.);
  3. Направомерные действия государственных органов и центров сертификации и экспертизы.
  4. Иные нарушения, не имеющие отношения к процедуре проведения тендеров.

Федеральная антимонопольная служба — это основной государственный орган по контролю процедуры проведения государственных закупок. Умение правильно подготавливать жалобу в ФАС и грамотно отстаивать там свои интересы является ключевым фактором для выигрыша тендера.

Читайте так же:  Круглосуточная горячая линия по защите прав потребителей

Реестр жалоб в ФАС по 44 ФЗ

В соответствии со ст. 105 ФЗ № 44 информация об обращении, а также принятых по ним решениях и выданных предписаниях размещаются в ЕИС. Информация о новом возражении публикуется в течение двух рабочих дней с даты его поступления. Публикует сведения должностное лицо контрольного органа, у которого есть полномочиями на размещение подобного рода сведений и цифровая подпись. В случае, если ФАС перенаправляет прерензию другому органу исполнительной власти, то информация об этом публикуются в течение одного рабочего дня.

В целом, ведение подобного перечня позволяет проанализировать жалобы, поданные другими участниками госзакупок, а также принятые по результатам их рассмотрения решения, определить направление практики антимонопольного ведомства по тому или иному вопросу, и не только. Ввиду того, что в реестровую запись включается также информация о судебных актах, принятых по причине обжалования решений контрольного органа, то существует возможность анализа судебной практики по интересующему вопросу.

Особенности и перспективы подачи жалобы в ФАС в 2019 году

Довольно часто физические и юридические лица на территории России сталкиваются с нарушением правил свободной конкуренции. Самыми распространенными проблемами сегодня являются нарушение закона о рекламе, злоупотребление доминирующим статусом, завышение цен, навязывание дополнительных услуг и т. д. Защитой прав граждан в этой отрасли занимается Федеральная антимонопольная служба России.

  • Жалобу. В этом документе лицо вправе просить защитить свои права, интересы и свободы, указать на нарушение ФЗ-44, просить внести заказчика в реестр жалоб за неправомерные действия.
  • Заявление. Этот вид документа позволяет жаловаться не только на нарушение своих прав, но и на противоправные действия в отношении других лиц, общем нарушении ФЗ-44.

Как подать жалобу в органы ФАС

В федеральном законе о защите конкуренции в статье 44 четко указано, какие есть легальные пути подачи любого обращения в УФАС. Заявитель может лично принести жалобу на действия заказчика или передать ее курьером. Есть вариант пересылки отправления обычной почтой. Также ФЗ 44 допускает доставку жалобы в электронном виде.

Перед тем как подать жалобу в ФАС, стоит заглянуть в Реестр жалоб на официальном сайте госзакупок хотя бы для того, чтобы изучить аналогичные ситуации и пути их разрешения. Ведь проблемы в этой сфере обычно являются типичными. На чужом примере можно получить ответы на разные вопросы.

Составляем жалобу в ФАС по 44-ФЗ

  • имя частного лица или название юридического лица, подающих жалобу, а также их контактные данные;
  • имя частного лица или название юридического лица, в адрес которых подается жалоба, а также их контактные данные;
  • название торговой площадки, где был размещен заказ, и его наименование;
  • полный перечень документов, которые прилагаются к жалобе;
  • максимально подробное описание имеющихся нарушений.

Законом № 44-ФЗ предусмотрено, что любому участнику государственных закупок предоставляется право подачи жалобы в ФАС России. Составить текст жалобы не составит особого труда. Это можно сделать непосредственно в офисе, воспользовавшись электронной подписью. Рассмотрим подробно вопрос, касающийся составления жалобы в соответствии с требованиями инструкции.

Как подать жалобу в ФАС по 44-ФЗ в электронном виде

В первом случае подать жалобу может любое юридическое или физическое лицо, вне зависимости от того является оно участником торгов или нет. Во втором и третьем — только те лица, чьи права ущемлены, то есть участники торгов, заявки которых незаконно отклонили, которые не смогли подать ценовые предложение во время аукциона из-за сбоев в работе электронной площадки и так далее.

Нарушения в области госзакупок со стороны заказчиков, увы, не редкость. Для того, чтобы защищать свои права, участникам приходится обращаться в вышестоящие инстанции: Федеральную антимонопольную службу, или как ее еще принято называть ФАС, или Арбитражный суд. Многие специализированные организации предлагают свою помощь в составлении жалобы, однако сделать это можно и самостоятельно, изучив требования главы 6 Федерального закона №44 а также рекомендации ФАС России, размещенные на их официальном сайте: http://fas.gov.ru/contacts/requests/poryadok-obrashheniya.html и http://fas.gov.ru/contacts/requests/obrazczyi-dokumentov/trebovaniya-k-soderzhaniyu-i-srokam-podachi-zhalobyi-o-narushenii-zakonodatelstva-rf-o-zakupkax-tovarov,rabot,uslug-otdelnyimi-vidami-yuridicheskix-licz.html

Как правильно подать жалобу в ФАС

Ознакомившись с рассмотренными и находящимися в рассмотрении жалобами от участников электронных торгов, будет проще составить свою жалобу в ФАС. Иногда в этом разделе можно встретить жалобу, аналогичную вашей, так как большинство нарушений очень похожи и могли быть обжалованы кем-то другим.

Для того чтобы подать жалобу в ФАС, нужно понимать какие действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии вы будете обжаловать, указать нарушенную норму права.

Жалоба в фас по 44-Фз, 223-ФЗ: подача, образец, реестр жалоб

Тут необходимо учесть, что если для жалобы в фас сроки истекли, то участник закупки может подать исковое заявление с обжалованием действий (бездействия) заказчика, оператора ЭТП, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации (СО), оператора электронной площадки (ЭП), комиссии заказчика и ее членов и уже дальше действовать в судебном порядке.

Жалоба в фас по 44-ФЗ на нарушение заказчиком закона о закупках не является запретом, для подачи искового заявления в судебные инстанции, а также в Федеральный контролирующий орган (им является ФАС) осуществляющий надзор, за нарушением статей закона о закупочной деятельности заказчика, комиссии и ее членов и других должностных лиц (статья 105 части 17 N 44-ФЗ). Это же относиться и к операторам ЭТП, в том числе на нарушения связанные с аккредитацией. Жалобы подаются в отношении федеральных закупок и оборонного заказа, участника, в отношении закупок заказчика на территории иностранного государства в соответствии с основополагающими актами контрактной системы, если не определена дополнительная подведомственность жалобы, в соответствие с регламентом 727/14 от 19.11.2014 п. 3.11(Приказ от 19 ноября 2014 N 727/14).

Что нужно знать о подаче жалобы в ФАС

Среди основных направлений можно выделить создание и развитие здоровой конкуренции в тех областях, где отсутствует монополия естественного рода. Также данная организация пресекает и предотвращает антиконкурентное вмешательство в функционирование рынков со стороны государственных органов и органов управления на местах. При надзоре со стороны службы снижаются риски коррупции в случае появления заказа от муниципалитета или государства.

Нарушения условий электронных торгов происходят в нашей стране систематически. Конечно для подачи жалобы, вы можете нанять специально обученного менеджера для работы на торговых площадках, который в наилучшем виде представит ваши интересы. Но, специалист стоит немалых денежных средств. Так зачем тратиться, когда, следуя определенной инструкции, можно подать жалобу в ФАС, которые разберутся с нарушителем в соответствии с правилами и законодательством.

Читайте так же:  Недобросовестная и недостоверная реклама

Жалоба в ФАС: подача и рассмотрение

В соответствии с действующим законодательством, регулирующим работу антимонопольной службы РФ, четко установлен период, в течение которого осуществляется рассмотрение жалоб в ФАС. Так, на протяжении двух дней с даты фактического получения претензия должна быть размещена в соответствующем реестре ЕИС.

Если обращение будет содержать нормативное обоснование, и к нему будут приложены документальные доказательства случившегося, полностью раскрывающие суть нарушения, и не будет пропущен период, в течение которого его можно направить, то претензию не могут не принять. Что касается срока, в который следует отправлять жалобу, то он составляет 10 дней (календарных). Он начинает исчисляться с даты размещения на официальном сайте протоколов:

Реестр жалоб по 223-ФЗ

Зачастую в ходе проведения тендеров возникают ситуации, связанные с нарушениями законодательных норм, в частности, Федерального Закона №223. Подача жалобы в соответствующие инстанции – это самый эффективный способ урегулировать подобные инциденты.

Что такое реестр жалоб по 223-ФЗ?

Реестр жалоб по 223 ФЗ – это структурный перечень, содержащий в себе информационные данные о случаях нарушений правового порядка осуществления закупочной деятельности в соответствии с Федеральным Законом №223. В него включаются сведения о дате проведения и предмете закупки, о номере тендера, о составе участников, а также предмет нарушений.

Причины для обжалования закупки по 223-ФЗ

Для того чтобы подать жалобу в контролирующие органы, на сегодняшний день существует довольно много оснований. Среди них:

  • несвоевременное размещение, либо не размещенное на пространстве сети интернет положение о закупках заказчика, а также несоблюдение пунктов размещенного положения;
  • выдвижение к участникам тендера требований, которые не предусмотрены текстами положения, а также тендерной документации;
  • осуществление закупки при отсутствии опубликованного в сети положения о закупках;
  • намеренные ошибки в составе тендерной документации, дающие преимущество одному из участников;
  • разглашение скрытой информации об участниках и их предложениях;
  • нарушение нормативного порядка проведения торгов;
  • участие в торгах работников организатора;
  • любое ограничение принципов открытой конкуренции, честности и прозрачности электронных торгов.

Порядок рассмотрения жалоб по 223-ФЗ и их внесения в реестр

Во всех вышеописанных случаях любой участник, а также лицо, пострадавшее от незаконных действий заказчика, вправе подать соответствующую жалобу. Это делается в течение десяти дней с момента публикации результатов тендера, либо в течение трех месяцев, если тендер был признан несостоявшимся по тем или иным причинам.

В течение семи дней после поступления жалобы, антимонопольные органы обязаны ее рассмотреть и вынести решение. Если решение оказывается положительным, то нарушителю выносится предписание, а тендер проводится заново. В то же время решение антимонопольной комиссии также может быть обжаловано – в течение трех месяцев после его принятия.

  • Вы хотите подать жалобу на заказчика или организатора торгов?
  • Вы ищете информацию из Реестра жалоб по 223-ФЗ?
  • Вам необходимо узнать более подробную информацию?

Обращайтесь, и мы непременно вам поможем! Пройдите регистрацию, и вы получите полный доступ к многочисленным информационным ресурсам нашей системы, а опытные специалисты компании «Бико» помогут вам защитить свои права.

Реестр жалоб в ФАС по 44-ФЗ

Что такое реестр жалоб

ФАС России по 44-ФЗ является органом, уполномоченным контролировать осуществление закупок для государственных и муниципальных нужд. Именно это ведомство и его территориальные подразделения отвечают за формирование и ведение реестра жалоб участников торгов.

Сам реестр представляет собой совокупность записей, по которым можно узнать данные о заявителе и причинах его обращения, а также о результатах рассмотрения претензии контролирующими органами.

Основополагающим документом, регулирующим ведение учета жалоб, является Постановление Правительства от 27 октября 2015 г. N 1148 . В нем указано, что доступ к реестру неограничен и бесплатен, а сам он размещается в ЕИС госзакупок. Заинтересованные лица могут найти его по ссылке.

ФАС Москвы (официальный сайт) реестр жалоб не дублирует. Но на официальной странице всей антимонопольной службы сервис по проверкам рекламаций имеется. В нем содержатся те же самые материалы, что и в ЕИС, поскольку подборка формируется из сведений по всем регионам.

Правила ведения

Реестр ведется на русском языке. Если есть необходимость, наименования иностранных компаний и физических лиц записывают буквами латинского алфавита. В бумажном варианте такого списка нет, он создается исключительно в электронной форме. При этом и информация, которая в него попадает, формируется с помощью специальных веб-форм, а все бумажные документы сначала сканируются и только потом загружаются в систему.

Заявители могут подавать претензии и в форме электронных документов. В таком случае данные нельзя шифровать или каким-то образом защищать, чтобы любой желающий смог ознакомиться с содержанием претензии или ее частью без дополнительного программного или технологического обеспечения.

Поскольку ФАС обязана следить за соблюдением закона о защите государственной тайны, некоторые записи в реестре не делаются. Речь идет о спорных моментах при определении поставщиков закрытыми способами и при проведении закупок, в документации которых имеются секретные данные.

Какие сведения доступны

Правительственное постановление четко регламентирует перечень данных, которые должны указать представители ФАС. В частности, контролирующий орган в течение 2 рабочих дней со дня получения обращения размещает в системе:

  • текст обращения в электронном виде;
  • дату поступления заявления;
  • сформированный автоматически номер реестровой записи;
  • сведения о заявителе и закупке, включая идентификационный код и номер извещения в ЕИС;
  • данные об органе контроля;
  • уведомление о принятии жалобы к рассмотрению, включая дату и время занесения данных в реестровую запись. Из опубликованного должно быть понятно, где, когда и в какое время будет рассматриваться обращение, если оно принято к рассмотрению;
  • информация об отзыве жалобы (в случае ее отзыва заявителем).

Один рабочий день дается на размещение решения о возвращении жалобы без рассмотрения, а также на публикацию уведомления о передаче заявления в иную инстанцию по принадлежности (подведомственности). В обоих случаях документы должны сопровождаться разъяснением причин и оснований для вынесения соответствующих решений. Кроме того, в ЕИС заносится информация о результатах рассмотрения обращений заявителей. Это может быть тексты решений или предписаний самой ФАС либо тексты судебных постановлений (определений), вынесенных по итогам оспаривания предписаний и ненормативных актов ведомства.

ФАС рассказал о новых требованиях подачи жалобы по 223-ФЗ

Администратор

В своем письме от от 23.01.2018 № ИА/3655/18 ФАС отметила, что основанием для рассмотрения жалобы является наличие в ней сведений о нарушении при закупках Закона N 223-ФЗ, принятых в его исполнение подзаконных актов, положения о закупке.

Читайте так же:  Как правильно закрыть кредитную карту тинькофф

Антимонопольный орган должен рассмотреть такую жалобу строго в пределах указанных в ней доводов. При этом принять решение о выдаче предписания указанный орган обязан с учетом всех выявленных нарушений.


Отдельно ФАС обратила внимание на обжалование положений закупочной документации лицом, не подававшим заявку на участие в закупке. Если такая жалоба подана после срока окончания подачи заявок, то она подлежит оставлению без рассмотрения. Податель жалобы должен быть уведомлен об этом факте в течение трех рабочих дней со дня поступления жалобы в антимонопольный орган.

Семинары по праву, налогам, кадрам

44-ФЗ и 223-ФЗ: Семинар для поставщиков с участием ФАС

Дата || ||
Город Москва
Место проведения ул. Бауманская д. 6, стр. 2., Бизнес-центр «Виктория Плаза», в пяти минутах от м. Бауманская.
Стоимость 22800 руб.
Организатор Учебный центр «ФинКонт»

Отправить заявку

Краткое описание семинара:

СЕМИНАР В МОСКВЕ

Время проведения: с 10:00 до 17:30

[2]

Семинар посвящен актуальным и сложным вопросам участия в регламентированных закупках по законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ. Опытные эксперты, включая специалиста ФАС России, представят последние актуальные для поставщиков изменения, вступающие в силу с 1 июля 2018 года и с 1 января 2019 года в регулировании закупок, обзор нормативной базы и практики участия в закупках по законам №44-ФЗ и № 223-ФЗ, обжалования закупок; ответят на вопросы слушателей семинара.

Семинар предназначен для: руководителей компаний, тендерных отделов, юристов, тендерных специалистов, руководителей отделов продаж предприятий и организаций – поставщиков (подрядчиков, исполнителей), субъектов малого и среднего предпринимательства.

В целях практической подготовки специалистов поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к выполнению новых требований в рамках контрактной системы и положений о закупке отдельных видов юридических лиц, с учетом практики рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой и направлений развития контрактной системы, приглашаем принять участие в специально разработанном практическом семинаре-тренинге.

Подробное описание семинара. Программа:

Правовые основы закупок органов власти, государственных и муниципальных учреждений, унитарных предприятий, госкомпаний и организаций с государственным участием, предприятий, осуществляющих регулируемые виды деятельности, монополистов.

  • Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  • Федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  • Гражданский кодекс, закон 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  • Обзор нормативной базы закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ.
  • Права и обязанности участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
  • Алгоритм участия в закупке (от поиска информации в ЕИС до контроля размещения сведений об исполнении контракта (договора)).

Изменения в регулировании закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ в 2017-2019 гг.:

Единая информационная система в сфере закупок: новый функционал для поставщика, рекомендации по поиску информации.

Документация о закупке: структура, содержание, анализ. Оценка перспектив и рисков участия в закупке.

  • Мастер-класс: анализ документации о закупке. Алгоритм действий тендерного специалиста.
  • Правила обоснования начальной (максимальной) цены договора (контракта).
  • Помощь заказчикам в подготовке документации о закупке.
  • Требования к участникам закупки: основные и дополнительные. Примеры незаконных требований. Практика применения требований (наличие опыта, отсутствие конфликта интересов и др.).
  • Запросы о разъяснении документации о закупке: цели и правила подачи.
  • Состав заявки на участие в закупке: новые требования.
  • Обеспечение заявок при участии в закупках. Формы и размер.
  • Правила возврата обеспечения заявки. Случаи, когда обеспечение не возвращается.
  • Требования к банковской гарантии.
  • Условия и сроки отмены процедур.
  • Антидемпинговые меры при проведении закупок. Информация, подтверждающая добросовестность участника.
  • Антикоррупционные меры.
  • Последствия признания процедур определения поставщиков несостоявшимися по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

[1]

Изменения в правилах и практика участия в закупках по 44-ФЗ.

Изменения в правилах и практика участия в закупках по 223-ФЗ.

Особенности участия в отдельных видах закупок, процедур:

  • этапы процедуры закупки,
  • торги на стоимость единицы товара (работы, услуги);
  • аукцион на повышение;
  • закупки с условиями допуска, приоритетом, преимуществами, ограничениями

Практические рекомендации участникам закупок: как не допустить отклонения заявки, добиться победы в тендере, обеспечить эффективное исполнение контракта.

Договор (контракт): права, обязанности, ответственность поставщика. Расторжение в одностороннем порядке.

  • Договор (контракт): существенные условия, новые требования, риски при заключении и исполнении.
  • Размер и формы обеспечения исполнения. Возможность замены обеспечения договора (контракта). Сроки действия обеспечения договора (контракта).
  • Приемка товара, работы, услуги заказчиком (комиссией). Отчет об исполнении контракта по 44-ФЗ. Экспертиза исполнения контракта.
  • Изменение и расторжение договора (контракта). Основания и порядок расторжения в одностороннем порядке по инициативе заказчика, поставщика. Дополнительные соглашения по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Изменение контракта при сокращении лимитов бюджетного финансирования заказчика, изменении ставки НДС.
  • Ответственность за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение договора (контракта). Законные и договорные неустойки (пени и штрафы).
  • Выполнение практического задания (кейса): расчет пени и штрафа при нарушении контракта.
  • Библиотека типовых контрактов, типовых условий контрактов. Новые типовые контракты (стройка, проектные и изыскательские работы).
  • Как не попасть в РНП: практические рекомендации.

Обзор судебной практики рассмотрения споров, связанных с участием в регламентированных закупках.

Видео (кликните для воспроизведения).

Контроль и надзор в сфере закупок. Практика ФАС. Обжалование действий заказчика, комиссии.

  • Реестр недобросовестных поставщиков. Порядок внесения информации.
  • Практика контроля центрального аппарата и территориальных органов ФАС России. Роль и полномочия ФАС по ФЗ-44 и ФЗ-223.
  • Порядок обжалования действий Заказчика, членов комиссии по осуществлению закупок, контрактного управляющего, должностных лиц контрактной службы, оператора электронной площадки. Изменения правил обжалования по 44-ФЗ и 223-ФЗ в 2018 году.
  • Типичные примеры нарушений прав поставщиков. Правила подачи и оформления жалобы. Последствия признания жалобы обоснованной и необоснованной.

Источники


  1. Ведерников, А. Н. Конституционное право личности на судебную защиту в законодательстве и судебной практике России / А.Н. Ведерников. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2017. — 152 c.

  2. Харин, Г. М. Краткий курс судебной медицины / Г.М. Харин. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 304 c.

  3. Миронов, Иван Борисович Суд присяжных. Стратегия и тактика судебных войн / Миронов Иван Борисович. — М.: Книжный мир, 2015. — 216 c.
Реестр жалоб в фас по 44 и 223-фз
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here