Земли поселений понятие, особенности эксплуатации и правовая регламентация

Правовое регулирование использования земель населенных пунктов

контр.раб.doc

Задача № 1. . . . 11

[1]

Задача № 2. . . . 13

Список использованной литературы. . . 17

§ 1. Правовое регулирование использования

земель населенных пунктов.

Земли населенных пунктов – одна из семи категорий земель, предусмотренных ст. 7 ЗК РФ. Несмотря на то, что данная категория занимает наименьшую по сравнению с иными категориями земель площадь, она является самой густонаселенной – на ней проживает подавляющее большинство населения России. Особенностью данного вида земель является то, что он представляет собой ценность прежде всего в качестве территориального пространства, земельной основы, которая может быть использована для создания на ней различных по назначению объектов недвижимости и иных необходимых для комфортного проживания населения селитебной, транспортной, инженерной и других видов инфраструктуры. Именно на этих землях наиболее активны инвестиционно-строительные процессы, осуществление различных форм градостроительной деятельности, в связи с чем важнейшее значение в регулировании вопросов использования вопросов использования и охраны данных земель имеет также и градостроительное законодательство.

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения по использованию и охране земель населенных пунктов, градостроительной деятельности являются Конституция РФ, Земельный кодекс, Градостроительный кодекс, федеральные законы (такие как: ФЗ от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»; ФЗ от 29.12.2004 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований»; ФЗ от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» и др.), принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и в пределах своих полномочий органов местного самоуправления.

Градостроительные отношения регулируются также лесным, водным законодательством, законодательством об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников культуры и истории) народов РФ, иным законодательством РФ, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.

Правовой режим земель населенных пунктов представляет собой установленный нормами земельного и градостроительного законодательства порядок использования и охраны земельных участков в пределах границы населенного пункта, определяющий права и обязанности субъектов прав на земельные участки, посредством градостроительного планирования, территориального зонирования и регулирования застройки в целях обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности и устойчивого развития населенного пункта. «Главная цель всех перечисленных мероприятий – компактно разместить разнородные объекты, порой трудно совместимые друг с другом (например, промышленное производство и жилье, сложные системы подземных и воздушных коммуникаций транспорта, связи, энергоснабжения, канализации), обеспечить их функционирование при соблюдении экологических, санитарных, противопожарных, градостроительных и т.п. норм» 1 .

С принятием в 2001 г. нового Земельного кодекса наименование данной категории земель изменилось – она впервые стала именоваться «земли поселений», и именно это название стало привычным в последние годы. Однако с 1 января 2007 г. оно было изменено – теперь данная категория снова именуется «земли населенных пунктов», что нашло отражение в ФЗ о внесении изменений в Градостроительный кодекс.

Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (п. 1. ст. 83 ЗК) 2 .

Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

Изменением границ населенных пунктов является 3 : изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

В свою очередь, утверждение изменения границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется по решению Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

Включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:

4) инженерных и транспортных инфраструктур;

6) сельскохозяйственного использования;

7) специального назначения;

8) военных объектов;

9) иным территориальным зонам.

Земли, входящие в состав пригородных зон, подобно землям населенных пунктов и некоторых иных категорий, не однородны по своему составу. Во-первых, в них могут входить земли различного целевого назначения (кроме земель населенных пунктов, если речь идет о сельских населенных пунктах с численностью населения 100 человек, не входящих в состав поселений), а следовательно, имеющие различный правовой режим. Во-вторых, территории пригородных зон подлежат зонированию — действующее законодательство предусматривает возможность выделения в их составе четырех видов территорий (зон):

    • территории сельскохозяйственного производства;
    • зоны отдыха;
    • резервные земли для развития города;
    • зеленые зоны.

Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Согласно ст. 4.1. ФЗ 4 орган государственной власти РФ, орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

Читайте так же:  На что можно потратить материнский капитал

Земли населенных пунктов используются преимущественно как территориальный базис и предназначены для размещения жилых строений, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, объектов социальной и транспортной инфраструктуры, органов государственной власти и местного самоуправления. Часть земель выделяется для организации отдыха граждан на природе и поддержания благоприятного экологического микроклимата.

По общему правилу, земли населенных пунктов не ограничиваются по формам собственности. Приватизация федеральных земель осуществляется с учетом действующих требований для отдельных категорий земель (зон). Приватизация осуществляется за плату в порядке купли-продажи права собственности, установленном для приватизации земель при приватизации государственных и муниципальных предприятий. При этом не допускается приватизация земель общественного пользования, занятых площадями, улицами, дорогами, набережными, парками, лесопарками, скверами, садами, бульварами, водоемами, пляжами, земель, предоставленных для ведения сельского хозяйства, использования и охраны недр, земель, зараженных опасными веществами и подверженных биогенному заражению, земельных участков, находящихся во временном пользовании. Также не подлежат приватизации земли особо охраняемых территорий, земли, занятые объектами обороны. Приватизация может быть также ограничена законодательством субъектов РФ и решениями органов самоуправления применительно соответственно к субъектным и муниципальным землям 5 .

На основании общих правил допускаются передача земельных участков гражданам и организациям в пользование на праве аренды, постоянного и временного пользования, пожизненного наследуемого владения. Допускается пользование земельными участками на праве публичного или частного сервитутов. Особые условия установлены для права аренды, которое передается гражданам и организациям в порядке купли-продажи.

В случае, если в границы населенных пунктов включены земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения, которые находятся в федеральной собственности, предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и полномочия по распоряжению и управлению которыми переданы органам государственной власти субъектов РФ, право постоянного (бессрочного) пользования такими земельными участками в течение срока может быть прекращено органами го-

сударственной власти субъектов РФ 6 .

В случае, если в границы населенных пунктов включены земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения, которые находятся в федеральной собственности, предоставлены на праве аренды федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и полномочия по распоряжению и управлению которыми переданы органам государственной власти субъектов РФ, аренда таких земельных участков в течение срока может быть прекращена по инициативе органов государственной власти субъектов РФ в порядке, предусмотренном Земельным кодексом РФ независимо от оснований 7 .

На землях населенных пунктов действует общее правило о целевом использовании земельных участков, которое определяется в порядке подготовки и утверждения генеральных планов. Генеральные планы разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления для городских и сельских поселений, органами соответствующего субъекта РФ — для городов и пригородных зон, а для городов федерального значения — органами государственной власти Москвы и Санкт-Петербурга.

Подготовка генерального плана поселения, генерального плана городского округа может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа, с последующим внесением в генеральный план изменений, относящихся к другим частям территорий поселения, городского округа. Подготовка генерального плана и внесение в генеральный план изменений в части установления или изменения границы населенного пункта могут также осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений 8 .

Земли поселений: понятие, особенности эксплуатации и правовая регламентация

ГЛАВА 15. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ПОСЕЛЕНИЙ (ГОРОДОВ, ПОСЕЛКОВ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ)

15.1. Понятие и общая характеристика правового режима земель поселений

Земля является важнейшей частью природной среды. Все земли в РФ подразделяются на несколько категорий. Одной из них являются земли поселений. Данные земли представляют собой пространственно-операционный базис располагающихся на них городов и других поселений. В настоящее время, когда все население проживает в городах, поселках и иных поселениях, крайне важно рациональное использование земель данного вида, разработка вопросов государственного регулирования (то есть система учета, мониторинга, кадастра) их использования, а также наличие достаточных мер для охраны данного режима от нарушений.

Землями поселений признаются земли, предоставленные для размещения и развития городов, поселков и сельских поселений.

Земли поселений — одна из категорий земель в земельном фонде России.

Согласно Градостроительному кодексу РФ от 7 мая 1998 г.* все населенные пункты Российской Федерации подразделяются на городские (города и поселки), сельские (села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы, стойбища, заимки) и иные поселения.

[3]

*СЗ РФ. 1998 г. № 19. Ст. 2069.

При этом в зависимости от численности населения городские и сельские поселения соответственно подразделяются на:

сверхкрупные города (численность населения свыше 3 миллионов человек);

крупнейшие города (численность населения от 1 миллиона до 3 миллионов человек);

Читайте так же:  Как продать часть в квартире — порядок продажи доли

крупные города (численность населения от 250 тысяч до 1 миллиона человек);

большие города (численность населения от 100 тысяч до 250 тысяч человек);

средние города (численность населения от 50 тысяч до 100 тысяч человек);

малые города и поселки (численность населения до 50 тысяч человек);

крупные сельские поселения (численность населения свыше 5 тысяч человек);

большие сельские поселения (численность населения от 1 тысячи до 5 тысяч человек);

средние сельские поселения (численность населения от 200 человек до 1 тысячи человек);

малые сельские поселения (численность населения менее 200 человек).

Градостроительный кодекс РФ регулирует градостроительную деятельность – деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в области градостроительного планирования развития территорий и поселений, определения видов использования земельных участков, проектирования, строительства и реконструкции объектов недвижимости с учетом интересов граждан, общественных и государственных интересов, а также национальных, историко-культурных, экологических, природных особенностей указанных территорий и поселений.

Использование земель поселений осуществляется на основе градостроительной документации – документации о градостроительном планировании развития территорий и поселений и об их застройке.

Статья 7 Кодекса обеспечивает право граждан на благоприятную среду жизнедеятельности. В соответствии с Конституцией РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную среду жизнедеятельности. Осуществление такого права гражданина предусматривает:

градостроительное планирование развития территорий и поселений;

участие граждан и общественных объединений в осуществлении градостроительной деятельности; государственное нормирование градостроительной деятельности; лицензирование градостроительной деятельности отдельных видов; сертификацию строительных материалов отдельных видов и услуг отдельных видов в области строительства; государственный и общественный контроль за осуществлением градостроительной деятельности и соблюдением законодательства российской Федерации о градостроительстве;

компенсацию в административном порядке вреда, причиненного гражданам в результате нарушения законодательства РФ о градостроительстве и повлекшего за собой ухудшение среды жизнедеятельности; возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства РФ о градостроительстве; привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении, законодательства РФ о градостроительстве.

В науке земельного права под правовым режимом земель следует понимать «правовой порядок» их использования. Данный правовой порядок складывается из нескольких элементов:

1. Обьект правового регулирования, который в свою очередь классифицируется на общий (т.е. вся земля РФ), родовой (определенная категория земель, используемая по целевому назначению) и специальный (т.е. конкретный земельный участок, предоставленный и используемый по непосредственному целевому назначению).

2. Наличие государственных органов, обладающих правомочиями в области строительства.

3. Круг субъектов правоотношений по использованию земель данной категорий.

4. Наличие эффективного правового механизма, обеспечивающего надлежащий правовой режим использования земель.

Таким образом, можно сказать, что «правовой режим земель» это порядок государственного регулирования использования этих земель (т.е. порядок их учета, мониторинга, контроля), само использование, а также их охрана (т.е. наличие мер предупреждения правонарушений, устранение последствий нарушения и определение ответственности за нарушение).

Важная роль в регулировании земельных отношений в поселениях принадлежит Федеральному закону «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», принятому Государственной Думой Федерального Собрания РФ 18 октября 1995 года.* Данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в процессе профессиональной деятельности архитектора по созданию архитектурных объектов в целях обеспечения безопасной, экологически чистой, социально и духовно полноценной, благоприятной среды жизнедеятельности человека и общества. Федеральный закон направлен на развитие архитектурного искусства, содействие охране произведений архитектуры, памятников истории и культуры, а также природных ландшафтов.

*СЗ РФ. 1995 г. № 47. Ст. 4473.

В Земельном кодексе нормы о землях всех видов поселений (т.е. землях городов, рабочих, курортных и дачных поселков и сельских поселений) помещены в один раздел. Это говорит о том, что правовое регулирование земельных отношений в городах и сельских поселениях имеет общие сходные черты.

Назначение земель поселений заключается в том, что они функционируют как фундамент, как место, пространственно-операционный базис, используемый в целях строительства. Пространственную и земельно-ресурсную основу городских и сельских поселений составляют территории в пределах установленных границ (черты) городских и сельских поселений, а также все, что находится над и под поверхностью указанных территорий.

Земли поселений могут быть охарактеризованы общими для них отличительными признаками.

1. Земли городов и сельских поселений имеют общее предназначение:обслуживание городов и сельских поселений.

2. Земли поселений характеризуются тем, что они расположены внутри черты: для земель городов — городской черты, а для земель поселений – черты сельских поселений. Данная черта — внешняя граница земель города, поселка, сельского поселения, которая отделяет их от других категорий земель. Она устанавливается и изменяется органами, утверждающими генеральные планы, проекты планировки и застройки городов, поселков и сельских населенных пунктов. Включение земельных участков в черту города, поселка, сельского населенного пункта не влечет прекращения права собственности на землю, права землевладения, землепользования и аренды на эти участки.

Следует отметить, что городская черта и черта сельских поселений устанавливается и изменяется в порядке, предусмотренном Градостроительным кодексом и земельным законодательством РФ. Однако черта поселений охватывает не только земли, застроенные зданиями и сооружениями, но и незастроенные земельные участки, предназначенные для обслуживания хозяйства и населения.

Городская черта и черта сельского поселения определяет внешнюю границу, т.е. размер их территории. Внутренняя организация земель осуществляется в соответствии с утвержденными генпланами, проектами планировки и застройки.

Все земли в пределах черты поселения находятся в ведении соответствующих органов местного самоуправления.

Видео (кликните для воспроизведения).

В состав земель городов, рабочих, курортных, дачных поселков и сельских поселений входят:

1) земли городской, поселковой и сельской застройки, состоящие из земель, застроенных и подлежащих застройке жилыми, культурно-бытовыми, промышленными, религиозными и иными строениями и сооружениями;

Читайте так же:  Пенсия по уходу за инвалидом 1 группы с детства и ребенком-инвалидом

2) земли общего пользования, состоящие из земель, используемых в качестве путей сообщения (площади, улицы, переулки, проезды, дороги, набережные), для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения (парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи), полигонов для захоронения неутилизированных промышленных отходов, полигонов бытовых отходов и мусороперерабатывающих предприятий и других земель, служащих для удовлетворения нужд города, поселка, сельского поселения;

3) земли сельскохозяйственного использования и другие угодья, к которым относятся пашни, сады, виноградники, огороды, сенокосы, пастбища. К другим угодьям относятся кустарники, торфяники, овраги, карьеры и др.;

4) земли природоохранного (земли заказников, запретных и нерестоохранных полос, земли, занятые лесами, выполняющими защитные функции, другие земли в системе охраняемых природных территорий, земли памятников природы); оздоровительного (земельные участки, обладающие природными лечебными факторами, благоприятными для организации профилактики и лечения); рекреационного (т.е. земельные участки, занятые территориями домов отдыха, пансионатов, санаториев, кемпингов, спортивно-оздоровительных комплексов, туристических баз, стационарных и палаточных туристическо-оздоровительных лагерей, домов рыболова и охотника, детских туристических станций, парков, лесопарков, учебно-туристических троп, маркированных трасс, пионерских и спортивных лагерей, расположенных вне земель оздоровительного назначения); историко-культурного назначения (т.е. земли, на которых и в которых располагаются памятники истории и культуры, достопримечательные места, в том числе объявленные заповедными, национальными парками, историко-культурными заповедниками (музеями-заповедниками), а также занятые учреждениями культуры и с которыми связано существование традиционных народных художественных промыслов, ремесел и иного прикладного искусства);

5) земли, занятые лесами, а в городах – городскими лесами;

6) земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения (т.е. земли, предоставленные в пользование или аренду предприятиям, учреждениям и организациям для осуществления возложенных на них специальных задач).

Главным юридическим признаком, свойственным как всем землям поселений, так и отдельным их видам, является основное целевое назначение земель. В соответствии с этим признаком земли поселений характеризуются, с одной стороны, единством общего целевого назначения, а с другой, — разнообразием конкретного назначения отдельных земельных участков. Это позволяет все вышеперечисленные земли именовать землями поселений и в то же время делить их на виды.

Основная для всех земель поселений задача – разместить населенный пункт и обеспечить его развитие и функционирование как единого и сложного социально-экономического организма.

Понятие, состав земель населенных пунктов и общая характеристика их правового режима

Согласно ст. 7 ЗК РФ земли населенных пунктов входят в состав земель в Российской Федерации.

Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

Данные земли представляют собой пространственно-операционный базис располагающихся на них городов и других поселений.

Состав земель населенных пунктов

Согласно ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:

    1. жилым;
    2. общественно-деловым;
    3. производственным;
    4. инженерных и транспортных инфраструктур;
    5. рекреационным;
    6. сельскохозяйственного использования;
    7. специального назначения;
    8. военных объектов;
    9. иным территориальным зонам.

Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.

Земельные участки в составе общественно-деловых зон предназначены для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами согласно градостроительным регламентам.

Земельные участки в составе производственных зон предназначены для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами согласно градостроительным регламентам.

Земельные участки в составе зон инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры, а также объектами иного назначения согласно градостроительным регламентам.

Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.

В пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.

Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах — земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, — используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.

Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации .

Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Градостроительный регламент (ст. 1 ГрК РФ) — устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны

    1. виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства,
    2. предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также
    3. ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Читайте так же:  Куда жаловаться на произвол жкх

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если:

[2]

    • виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования;
    • их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.

Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, однако если их использование опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов .

Правовой режим земель поселений

Основными нормативными актами, определяющими правовой режим земель поселений, являются ЗК РФ и Градостроительный кодекс РФ.

Землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий (п. 1 ст. 83ЗКРФ).

Земли поселений являются единственной категорией земель в РФ, границы которой можно четко определить на основании закона (ст. 84 ЗК РФ). Необходимо отметить, что черта городских, сельских поселений представляет собой внешние границы земель городских, сельских поселений, отделяющие эти земли от земель иных категорий. Также согласно ст. 84 Земельного кодекса РФ установление названной черты поселений проводится на основании утвержденной градостроительной и землеустроительной документации. Черта поселений должна устанавливаться по границам земельных участков, предоставленных гражданам и юридическим лицам.

Порядок использования земель поселений определяется в соответствии с зонированием их территорий. Вся территория поселения подлежит разделению только на территориальные зоны. Результаты такого разделения отражаются в документах зонирования, которые в соответствии с градостроительным законодательством (ст. 39 Градостроительного кодекса) составляют часть правил землепользования и застройки и поэтому утверждаются и изменяются этими правилами.

Правила землепользования и застройки — нормативные правовые акты органа местного самоуправления, устанавливающие порядок осуществления градостроительной деятельности на соответствующих территориях городских и сельских поселений, в том числе на территориях закрытых административно-территориальных образований, и разрабатываются, утверждаются и реализуются органами местного самоуправления. Исключение из этого правила составляют лишь города федерального значения Москва и Санкт-Петербург.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.

Особенностью использования земель в поселениях является то, что порядок их использования определяется генеральным планом города или проектом застройки иного поселения.

Генеральный план является основным градостроительным документом, определяющим в интересах населения и государства условия формирования среды жизнедеятельности, направления и границы развития территорий городских и сельских поселений, зонирование территорий, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, градостроительные требования к сохранению объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, экологическому и санитарному благополучию.

Земли поселений: понятие, особенности эксплуатации и правовая регламентация

Правовые нюансы того, как использовать земли поселений, затрагивают все слои населения страны, независимо от того, есть ли у них в пользовании участок или нет. Особенно актуален данный вопрос для тех, кто решил приобрести землю под застройку. Разобравшись в правовых аспектах заключения сделки, будущий землевладелец не только сэкономит время, но и сможет рассчитывать на желаемый результат.

Смысл термина

Прежде чем приступить к обсуждению вопроса, стоит объяснить, что такое земли поселений. Для этого следует ориентироваться на законодательную базу, в частности, на ст. 83 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ).

Земли поселений – это территория, отделённая от других земель, уже используемая либо готовящаяся для застройки и формирования городской и сельской инфраструктуры.

Площадь должна разбиваться на зоны согласно проекту, утвержденному органами местного самоуправления с учётом правил землепользования и застройки.

И все же определенные полномочия относительно этих земель остаются у государственных структур. Поясним, что это значит. В случае, когда может быть нанесен вред здоровью, жизни человека или окружающей среде, органы власти могут принимать собственные решения в отношении использования территории её владельцем.

Особенности использования

В большинстве случаев участки покупают под застройку. Так как в течение длительного времени не было частной собственности на землю, границы территорий в более-менее крупных населенных пунктах страны отображались на планах. В основном это была индивидуальная жилищная застройка. Сформировались границы, которые имеют скорее условное, чем реальное значение.

Эксплуатация земель поселений осуществляется согласно нормативно-правовым актам. Детально данный вопрос расписан в ЗК РФ.

Каждая территория имеет свои условия эксплуатации, которые устанавливаются отдельно с учётом её локации и возможности использования близлежащих участков. Для любой зоны вводится единый регламент, где устанавливается правой порядок. На него ориентируются при постройке и эксплуатации зданий.

Условия регламента могут быть нарушены, когда:

  • земля используется не по назначению согласно с территориальной областью;
  • площадь участка или здания не отвечают предельным общепризнанным нормам.
Читайте так же:  Список документов для оформления пенсии по старости

Срок, отводимый на устранение несоответствий, может быть неограниченным. Во время исправлений использовать участок можно только тогда, когда это не угрожает жизни и здоровью людей, окружающей среде и историческим постройкам.

Состав и назначение пригородных территорий

Правила использования пригородных зон тоже регламентирует ЗК РФ. В частности, ст.85 предписывает обозначать состав земель поселений. Принято выделять следующие территориальные зоны:

  • общественно-деловые,
  • населённые,
  • рекреационные,
  • для сельскохозяйственного производства,
  • производственные,
  • инфраструктурные,
  • остальные.

Существует ряд требований относительно установления границ каждой зоны. Они формируются индивидуально, с учётом расположения территории и возможности использовать прилегающие земли для определенной деятельности согласно их назначению.

Назначение земель поселений заключается в том, что они выступают в качестве своеобразной территориальной платформы, на которой размещаются жилые, производственные, офисные, социально-культурные здания, сооружения и объекты, необходимые для удовлетворения потребностей населения.

Ценность и экономическая привлекательность участков зависит от множества факторов:

  • расположения,
  • рельефа,
  • наличия строений и так далее.

Экономические явления в последние годы сильно повлияли на изменение видов эксплуатации земель поселений. Приоритетное значение приобрела застройка жилыми и офисными помещениями, культурно-развлекательными и торговыми сооружениями.

Правовой режим

Главный НПА, определяющий особенности правового режима территорий – ЗК РФ, в частности, ст. 83, 84, 85 и 86, в которых содержится понятие, назначение и использование территорий населённых пунктов.

В городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) на местном уровне могут вноситься изменения.

Согласно законам земплепользования и застройки, участки, находящиеся в собственности частных, юридических лиц или сданные в аренду, могут быть выкуплены или изъяты в пользу государства.

В этом проявляется правовой режим земель поселений.

Территориальные границы изменяются исключительно на основании законов субъектов РФ. В городах федерального значения корректировки вносит федеральное законодательство после согласования с местными органами власти.

Территориальные границы для административных зон устанавливает Правительство РФ.

Все владельцы земли и арендаторы при эксплуатации участков обязаны учитывать Градостроительный регламент.

Виды законной эксплуатации и застройки

Нельзя обойти вниманием тему использования и застройки земель с учётом их назначения. Можно выделить следующие виды эксплуатации участков:

  1. ЛПХ – личное подсобное хозяйство. Территория, которая используется исключительно для ведения полевого хозяйства. На таких землях не предусмотрено строительство зданий.
  2. ИЖС – индивидуальное жилищное строительство. Эти земли всегда расположены в зоне жилых поселений. Здесь строят жилые здания, обустраивают коммуникации, формируют социальную инфраструктуру, сети дорог.
  3. СНТ – садовое некоммерческое товарищество. Земли под СНТ отличаются высокой плодородностью, поэтому стоят дорого и, как правило, располагаются за чертой города.
  4. ДНП – дачное некоммерческое партнерство. Земли не так плодородны, как под СНТ. Участки обычно расположены за городом. При их покупке предполагается членство в объединении с возможностью участвовать в собраниях.

Законодательно определено, что можно строить с учётом особенностей территории. Это позволяет использовать участки с максимальной пользой, а главное – по назначению.

Перевод иных территорий в земли поселения

Определенные участки можно перевести в категорию земель поселений. Как правило, это зоны сельскохозяйственного значения и земли запаса. Реже меняют категорию земли водного и лесного фондов.

Определяющий параметр: ценность участка. Часто именно от стоимости земли зависит возможность её перевода в другую категорию. Например, если территория на 50 и более процентов дороже средней стоимости земельных участков по территории муниципалитета, она не подлежит переводу.

Изменение категории происходит на основании заявления физических лиц и организаций. В случае реализации плана по расширению населенного пункта инициатором процедуры может быть государственный орган власти на местах.

Чем отличаются земли поселений и населённых пунктов

По содержанию различия между землям поселений и населённых пунктов нет. Второе словосочетание – всего лишь новое название земель поселений. Впервые оно было закреплено в Земельном кодексе.

Таким образом, земли поселений и земли населенных пунктов – это одно и то же, хотя в старых документах нередко можно встретить первый термин. На законность документации это не влияет.

Покупка земельного участка и недвижимости требует тщательного изучения законодательной базы, соблюдения категории приобретаемого надела и нюансов эксплуатации земли.

Видео (кликните для воспроизведения).

Магистр юридических наук по направлению «Гражданское и семейное право». В 2005 году окончил СПбГУ, в 2012 году – экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности “Финансовая аналитика”. После получения второго высшего образования основал независимую оценочную компанию. Занимаюсь оценкой недвижимости, земли и другого имущества.

Источники


  1. Англо-русский юридический словарь с транскрипцией / ред. И.В. Миронова. — М.: СПб: Юридический центр Пресс; Издание 2-е, испр. и доп., 2015. — 697 c.

  2. ред. Грязнова, А.Г.; Федотова, М.А. и др. Оценка недвижимости; М.: Финансы и статистика, 2013. — 496 c.

  3. Задачи и тестовые задания по судебной медицине: моногр. . — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 624 c.
  4. Шумега, С.С Технология столярно- мебельного производства; М.: Лесная промышленность, 2012. — 288 c.
  5. Фохт-Бабушкин, Ю.У. Искусство в жизни человека. Конкретно-социологические исследования искусства в России конца XIX — первых десятилетий XX века. История и методология / Ю.У. Фохт-Бабушкин. — М.: Алетейя, 2016. — 788 c.
Земли поселений понятие, особенности эксплуатации и правовая регламентация
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here